Кэрролл Ли, Тоубер Джен

Дети Индиго - 2 (Часть 1)

превращение: если относиться к ним как надо, они ведут себя намного лучше.

Нужна только любовь. О запугиваниях, угрозах и прочих устаревших приёмах воспитания следует забыть раз и навсегда — они не помогут».

Нам хотелось бы завершить эту главу о мудрости Детей Индиго статьёй одного учителя, рядом кратких сочинений девяти-десяти- и одиннадцатилетних учеников и, напоследок, стихотворением.

Джастин Тернер — учительница начальных классов из Калифорнии. Вам, наверное, будет интересно узнать, что думает о сегодняшних детях педагог.

Они не похожи на нас

Джастин Тернер

«Индиго не откликаются на тактику внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях.

Дети Индиго плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания, изгнания из класса, запреты выходить на перемену и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются учителя и родители.

Школьный директор (самый большой начальник!) не внушает им такого почтения, какое питали к нему некогда мы. На этих детей не действуют даже телесные наказания.

Существует совсем не много мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно поставить на место. Во-первых, эти дети никогда не становятся в общий строй. Во-вторых, теперь уже нет никакого общего строя!

На что Индиго откликаются, так это на уважение — уважение к ним как к разумным личностям и детям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности — для нас.

Эти дети откликаются на уважение к их праву выбора и способностям, Они умеют принимать хорошие решения, им нужно лишь немного помочь. Они отчаянно борются за то, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое.

И они действительно важны! Нынешние дети в скором будущем станут хозяевами нашего мира — одного этого уже достаточно, чтобы требовать от нас уважения.

Я перестала видеть в преподавании только цифры, правила и систему. Школа — уже не то место, где успех можно оценивать исключительно по контрольным и общей успеваемости. К чему я клоню?

К тому, что у Индиго есть то, о чём мы даже не мечтали (точнее, некоторые именно об этом мечтали), а в будущем у них появится нечто такое, о чем мы пока не можем и гадать.

Что им нужно — так это ощущать радость от учёбы и новых открытий, а также побольше читать об истории, математике, физике, экологии и науках о земле, чтобы воплощать в жизнь свои мечты.

Разумеется, им необходимо изучать математику, но форма обучения должна быть такой, чтобы они могли «играть» с фигурами и узорами, кривыми и формулами — иными словами, усваивать основополагающие знания, а «бухгалтерию», как только она постигнута, передоверять счётным устройствам.

Этих детей нужно научить тому, что читать можно просто ради удовольствия от чтения, — а ещё тому, как видеть всё вокруг по-своему. Я убеждена, что педагогика — в особенности, нынешняя — должна стать средством воспитания личностей.

И у каждого учителя по меньшей мере 183 дня в году есть возможность менять жизнь этих детей к лучшему — так мы сообща улучшим весь наш мир.

Школа — это место, где дети могут понять, что они не обязаны безвольно покоряться взрослым, которые не видят детей такими, какие они на самом деле. Сила должна приходить изнутри.

Школа нередко бывает местом, где личность губят, — но, с другой стороны, школа вполне может стать тем местом, где найдётся человек, который выслушает, поймёт, расскажет что-то интересное, посмеётся и поможет ребёнку стать целостным.

Иначе говоря, школа может стать тем местом, где дети почувствуют, что они важны не только для других, но и для самих себя. Именно на это они и откликаются.

Дети Индиго высказываются с удивительной рассудительностью. Они сражаются с неуверенностью, со своим возрастом, с бессилием и внушенным им чувством собственной беспомощности, с социальным неравенством.

Они борются с тем, что непохожи на других, с разницей между мальчиками и девочками, с обилием или отсутствием друзей, с успехами или неудачами в спорте.

В их словах нет ничего такого, чего мы не смогли бы понять, если бы только внимательнее вслушались. В их чувствах нет ничего такого, что каждый из нас хотя бы однажды не пережил на личном опыте.

Судя по всему, именно на это они сейчас откликаются, именно это им нужно — чтобы мы чувствовали то же, что чувствуют они. Им нужно знать, что они не одиноки.