Ян Мак-Дермотт и Джозеф О Коннор

Мак-Дермотт&О Коннор. НЛП и здоровье (Часть 1)

являются

примерами аудиальных субмодальностей, а температура и давление -- это

кинестетические субмодальности.

Ниже приведен список наиболее распространенных субмодальных различий.

Визуальные субмодальности

ассоциированный (вижу своими собственными глазами) или диссоциированный

(вижу себя в картинке)

цветной или черно-белый

в рамке или без границы

глубина (плоский или объемный)

местоположение (например, справа или слева, вверху или внизу)

расстояние (далеко или близко от вас расположена картинка)

яркость

контрастность

резкость (размытый или сфокусированный)

подвижность (фильм или слайд)

скорость (быстрее или медленнее, чем обычно)

количество (разделенный экран или составной образ)

размер

Аудиальные субмодальности

стерео или моно

слова или звуки

громкость (громко или тихо)

тон (резкий или мягкий)

тембр (окраска звука)

местоположение источника звука (далекий или близкий)

расстояние до источника звука

длительность (короткий или длительный звук)

непрерывный или прерывистый

темп (быстрее или медленнее обычного)

отчетливость (отчетливый или приглушенный)

Кинестетические субмодальности

местоположение

интенсивность

давление (сильное или слабое)

размер

текстура (гладкий или шершавый)

тяжесть (легкий или тяжелый)

температура

продолжительность

форма.

Субмодальности -- это способ кодирования опыта. Все наши воспоминания,

надежды, убеждения и опасения имеют субмодальную структуру. Если мы изменим

субмодальности, мы изменим структуру своего опыта и вместе с ней его смысл.

А когда изменится смысл, наши внутренние реакции тоже изменятся.

Вспомните картинку приятного переживания. Обратите внимание на цвет,

яркость и место в пространстве. Теперь посмотрите на картинку неприятного

переживания. Многие люди видят более темные и замедленные картинки,

расположенные немного в другом месте. А какие различия заметили вы?

Мы начали эту книгу с примера субмодальных различий между понятиями

'здоровье' и 'быть здоровым'.

Субмодальности предоставляют вам возможность управлять своим внутренним

опытом. Это еще один способ увеличения вашей гибкости на пути к здоровью.

ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ

Говоря о времени, мы используем очень богатый набор субмодальных

выражений. Мы говорим 'туманное и далекое прошлое', 'впереди нас ждет

огромное будущее', 'обернись на прошлое и посмейся' и 'время остановилось'.

Что бы ни представляло собой время в действительности, мы думаем о нем,

используя пространственные представления.

Как вы организуете время у себя в голове, умудряясь при этом отличать

прошлые воспоминания от надежд на будущее? Как вы узнаете, что какое-то

событие произошло вчера, а не пять дней назад? Вы просто оформляете их

разными субмодальностями.

Подумайте о прошлом событии. Определите то направление, в котором, по

вашему мнению, оно возникло. Подумайте о каких-нибудь планах на будущее. Где

возникли эти образы? Вообразите себе линию, которая связывает прошлое с

будущим. Это и есть ваша линия времени.

У многих людей образы прошлых событий находятся слева, настоящее --

прямо перед ними, а будущее уходит вправо. Эта линия получила название

'сквозь время'. Другие прошлое воспринимают позади себя, будущее перед

собой, а сами находятся в настоящем. Это называется 'вдоль по времени'.

Линии времени удивительны. В качестве инструмента терапии они имеют

самые разнообразные применения. Для здоровья очень важно уметь видеть

будущее, которое устремляет вас вперед. Насколько далеко распространяется

ваше представление о будущем и насколько привлекательным оно выглядит?

Работа с временной линией очень важна для серьезно больных пациентов, потому

что надежда возникает из- способности 'видеть' будущее и наводить порядок в

прошлом.

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ЗДОРОВЬЯ

Читая первую главу, вы пытались приблизительно описать, что значит для

вас быть здоровым. Теперь вы сможете сделать это точнее. Возможно, ваше

определение содержало такие абстрактные слова, как 'счастье', 'выносливость'

и 'хорошее здоровье'. Что они означают для вас?

Вообразите себя здоровым -- по-настоящему здоровым. Пусть это будет

диссоциированная картинка. Что вы видите? Не имеет значения,