Александр Тагес

Омикрон (Часть 1)

умозрительную информацию. Описывая и отвечая на вопрос 'почему?', они оставляют без внимания вопрос 'как?'. Как воплотить в жизнь то, что в них написано, как применить декларируемое ими знание на практике. А во-вторых, сами читатели, в основной своей массе, оказываются пассивными, безынициативными слушателями, не больше. Единственное, чего они хотят, это удовлетворить свое любопытство. На большее они не претендуют.

Случается и так, что, страстно желая коренных изменений, человек ошибочно полагает, будто для этого будет достаточно одного лишь знания. Прочитал книжку, и сразу твои дела пошли в гору. Чем больше читаешь, тем лучше себя чувствуешь, тем успешнее идут дела. Самое забавное, что никому и в голову не приходит воображать подобный вздор по отношению, скажем, к изучению боевых искусств. Все знают, для того, чтобы освоить 'Каратэ' или 'У-шу', нужно ежедневно тренироваться, а не коллекционировать книги на данную тему. Однако если речь заходит о самосовершенствовании, о духовном развитии, о магии или целительстве, люди ожидают какого-то чуда. Мы верим, совершенно забывая, что 'вера без дел мертва'.

Есть такая басня. Приходит человек к Богу, делает жалостливое лицо и говорит Ему: 'я голоден! А Ты великий и всемогущий. Дай мне немного мяса или рыбы, чтобы я смог утолить свой голод, и я стану вечно славить имя Твое'. Посмотрел Бог на человека, усмехнулся и ответил: 'рыбы Я тебе, конечно, не дам, а вот удочку - пожалуйста. Иди и сам добудь, что тебе нужно'. Книга, это такая же точно удочка. И для того, чтобы извлечь из нее пользу, ею нужно уметь пользоваться.

Первое это, само собой разумеется, чтение. Книгу нужно не просто 'пробежать' от корки до корки, но основательно изучить. Лично я любую серьезную книгу читаю не меньше двух-трех раз. Благодаря первому, ознакомительному прочтению, я как бы схватываю основную мысль произведения. Получаю, так сказать, общее представление о предлагаемом мне материале. Спустя пару недель, я приступаю к повторному прочтению.

Делать это следует с карандашом в руках. Внимательно вчитываясь в особо сложные места, подчеркивая и помечая на полях наиболее важную информацию. Закончив читать и делать пометки, постарайтесь прочесть книгу в третий раз, конспектируя, (т.е., выписывая в отдельную тетрадь), самое существенное из того, что вы наподчеркивали. (Для того чтобы облегчить вам эту работу, я специально заключил самые важные моменты в рамку, а также выделял по ходу повествования те или иные фразы курсивом, подчеркиванием или жирным шрифтом).

Следующий этап работы с книгой, вернее с тем, что в ней было написано, можно назвать 'мозгованием' или 'обдумыванием'. Взяв за основу свои конспекты, вспомните, как вы готовились к сдаче экзаменов в школе или университете. Весь предложенный вам материал следует разложить в вашем сознании 'по полочкам'. Каким образом вы это сделаете, решать вам. Лучше всего, если вы настроите себя критически, проанализируете каждую мысль, каждый отдельный пункт так, словно вам предстоит вступить с автором текста в жесткую полемику. Не отвергайте ничего сходу, бездумно, но и не соглашайтесь ни с чем, предварительно не подвергнув это испытанию 'на прочность', (или, говоря точнее, 'на истинность').

При необходимости обращайтесь к справочникам или энциклопедиям. Читайте литературу на данную тему. Самым лучшим вариантом будет подбирать книги по принципу 'уравновешивания противоположностей'. Если, к примеру, я берусь за изучение Христианства, то сначала читаю первоисточники, ('Библию', книги 'Отцов Церкви' и т.п.), затем перехожу к исторической литературе, а затем принимаюсь за освоение философских книг по христианскому вопросу. Причем, прочитав кого-либо из апологетов учения, я, следом за этим, читаю произведение автора-материалиста, как правило, настроенного критически.

Рассмотрев интересующий вас вопрос с самых различных, нередко диаметрально-противоположных точек зрения, вы оказываетесь в значительной мере свободными от предвзятого, искаженного понимания интересующего вас вопроса и имеете все необходимое для того, чтобы составить свое собственное мнение.

Тщательно изучив и обдумав, приступайте к составлению плана работ. (Здесь, разумеется, я имею в виду литературу, направленную на практическую реализацию изложенных в ней идей). Рассмотрим это на конкретном примере: на примере освоения нашей книги. За точку отсчета, условно, возьмем 1-е августа текущего года. Итак, с 1.08., по 1.10. вы читали, конспектировали и обдумывали все, что я вам тут понаписал.