Александр Тагес

Омикрон (Часть 1)

Ясно что, как и по любому другому фундаментальному вопросу, на этот счет существует бесчисленное множество всевозможных теорий и мнений. Я очень долго думал, какую же точку зрения предложить вам в качестве своеобразной 'опоры', отталкиваясь от которой, вы сами смогли бы построить свою собственную 'теорию Человека'. Ведь важно не просто разобрать поставленную перед нами проблему, но рассмотреть ее в том ракурсе, насколько и как ее решение поможет вам в дальнейшем извлекать максимальную пользу, прежде всего в практическом плане.

Свой выбор я остановил на уже упоминавшейся ранее книге 'Евангелие от Морфея'. И дело здесь даже не в том, что ее автор рассматривает человека в процессе его активного взаимодействия с объективным миром, (хотя и это весьма существенно). Более важным мне показался тот факт, что в предлагаемой теории человек берется не как нечто статичное, законченное и изолированное от общего эволюционного процесса, но человек, как своего рода переходное звено от мира животного к миру существ, стоящих на эволюционной лестнице ступенькой выше, чем он сам. Оглядываясь назад и устремляя взор в будущее, мы сможем понять собственную природу несравненно глубже чем, если будем воспринимать себя эдаким 'венцом творения', стоящим особняком от эволюции всех прочих существ и неспособным ни к внешнему, ни к внутреннему изменению.

'Эта теория, - говорит автор 'Евангелия от Морфея', - подразумевает не отдельно взятого человека, как такового, а индивида, в цикле его реинкарнационного развития.

Всего, от животного состояния и до существа, более совершенного, чем он сам, человек проходит через четыре стадии состояния сознания. Первая стадия, это стадия 'вынужденного Труда'. Здесь человек, впервые отделившись от животного царства и осознав свое 'Я', начинает целенаправленно воздействовать на окружающий его мир, побуждаемый к этому внешними, объективными причинами. Он трудится, производит, обрабатывает материал, предоставленный в его распоряжение природой. Такой человек ничего не замечает и не хочет замечать вокруг себя, кроме того, что непосредственно касается его 'делания'.

Шаг за шагом, жизнь за жизнью, индивид проходит свою первую стадию от начала до конца, и вот он оказывается на стадии номер два. Здесь он вдруг осознает, что вокруг него находится целый мир. Непостижимый, прекрасный, загадочный!.. Человек приходит в изумление, он поражен! И тогда он начинает восторгаться этим миром, воспевать его, наслаждаться тем, что этот мир есть. Грубый 'вынужденный' труд он оставляет людям первой ступени, а если и выполняет его то, как неприятную, суровую необходимость. Человек переходит к 'эстетическому созерцанию'. Именно так называется данная стадия.

Но жизнь сменяется жизнью, и вот, простое созерцание мира человека больше не устраивает. Он испытывает жгучую потребность узнать, как этот мир устроен, почему что-то происходит так, а что-то иначе. Он начинает изучать окружающую его действительность. Это стадия 'познавателя', философа и ученого.

Изучив же и познав, (в той мере, насколько это было возможно и необходимо), этот созданный Кем-то мир, человек достигает четвертой, наивысшей стадии. Стадии 'творца', стадии гения. Виток спирали замыкается, он снова начинает 'делать', но теперь это не суровая необходимость, обусловленная чем-то внешним, а страстная внутренняя потребность. Теперь это не просто 'обработка' материала, но возвышенное и одухотворенное творчество!..'

Мы уже говорили, что условно человеческое существо можно подразделить на три основные уровня: физиологический, эмоциональный и интеллектуальный. В любом без исключения человеке присутствуют все три перечисленные элемента. Однако, в зависимости от степени развития, доминирующим оказывается либо первое, либо второе, либо третье. Основываясь на этом, вы можете, без особого труда, определить на какой именно из четырех ступеней развития вы в данный момент находитесь.

Если вы инертны и пассивны, если весь круг ваших интересов сводится к проблемам материально-бытового характера, если вы получаете удовлетворение от физического труда, либо от механической, не требующей приложения творческих усилий интеллектуальной деятельности, значит, согласно представленной теории, вы являетесь 'производителем'. Если вы человек импульсивный, восторженный, если эмоциональное начало преобладает в вас над началом интеллектуальным, если вы тяготеете к искусству или поэзии, все это говорит в пользу того, что на данном этапе вашего индивидуального развития вы проходите стадию