Александр Тагес

Омикрон (Часть 1)

гибнут творческие замыслы и великие идеи, а если что и достигается, то достигается вопреки им', сохранились. Нельзя не вспомнить и про генетику с кибернетикой, так рьяно объявлявшиеся в свое время лженаукой.

Очень интересный пример научной инертности и ограниченности приводит Ф. Ю. Зигель. В 1772 году Парижская академия наук за подписью великого Лавуазье опубликовала документ, в котором утверждалось, что '...падение камней с неба физически невозможно'. И когда падение метеорита все же было засвидетельствовано, причем весьма солидными очевидцами, - муниципалитетом и мэром, - академик Бертолле воскликнул: 'Как печально, что целый муниципалитет заносит в протокол народные сказки, выдавая их за действительно виденное, тогда как не только физикой, но и ничем другим разумным этого объяснить нельзя'.

Подобные 'промахи' встречаются в истории Науки сплошь и рядом. И очень прискорбно, что ее апологеты закрывают на это глаза, выставляя напоказ лишь научные 'победы и достижения'. Такой подход не идет на пользу ни Науке, ни простым обывателям. Первая начинает считать себя непогрешимой и всезнающей, а вторые вынуждены за это заблуждение расплачиваться.

Высказывая все это, я ни в коей мере не хочу хоть сколько-нибудь принизить значение и ценность научного подхода в вопросе постижения объективной реальности. Просто научное видение мира не единственно возможное и далеко не исчерпывает всего многообразия мироздания. Кроме того, сама 'научная картина мира' непрестанно меняется, а потому абсолютизировать ее, по меньшей мере, неразумно. Сегодня Вселенная, с ее тайнами и законами, представляется нам такой, а завтра она может предстать перед нами в совершенно ином виде. И если от пережитков антропоморфизма научные взгляды в значительной мере свободны, то выйти за рамки человеческой логики, за рамки нашего разума Наука, увы, просто не в состоянии.

Впрочем, от нее этого и не требуется. Со своими обязанностями она прекрасно справляется, а вот нам с вами, если мы действительно хотим развиваться и совершенствоваться, нужно идти дальше как антропоморфных образов, так и рациональных суждений. Ведь ни чувством, ни воображением, ни даже разумом восприятие реальности не ограничивается. Человек способен на неизмеримо большее! Объясню почему.

Всем вам, наверняка, известно, что ребенок, взятый из племени дикарей, стоящих на самой низшей ступеньке социального развития, и обучаемый в соответствии с нашими, так называемыми 'европейскими' стандартами, вырастает вполне цивилизованной личностью. А вот детеныши даже самых высокоразвитых видов животных, обезьян или полуобезьян, так и остаются на уровне животного, как ты их ни воспитывай. По своим психическим возможностям наши далекие предки, жившие около сорока тысяч лет назад, по сути дела ничем не отличались от человека современного. А вот между человеком и животным лежит непреодолимая пропасть.

Все дело в том, что здесь, как нельзя лучше, проявляется действие диалектического закона 'перехода количества в качество'. Став в те далекие времена Человеком Разумным, человек стал им сразу и в полном объеме. А в процессе всей последующей истории он только реализовывал то, что уже имел. И потенциал этот исчерпан далеко не полностью. Каждый из нас обладает такими возможностями, о которых большинство современных людей абсолютно ничего не знает, (как рядовой кроманьонец не знал о 'научном образе мысли', хотя и мог бы, в отличие от обезьяны, мыслить 'научно', научи его кто-нибудь этому), и которые станут обыденными для человека в очень и очень далеком будущем.

Если вы помните, в любой эволюционной волне есть свои 'опережающие' и 'отстающие'. Об 'отстающих' мы уже говорили, а 'опережающие' это те, кто открывает в себе способности, которые основной массе существ данной эволюционной волны откроются еще нескоро. В древности такие люди становились колдунами, шаманами, жрецами... Затем мыслителями или философами. Словом, личностями, резко выделяющимися на фоне своих соплеменников и обладающими, по сравнению с ними, значительными преимуществами. Есть такие люди и среди нас. Но главное, что этими 'скрытыми' способностями обладает каждый! И единственное что нужно, это суметь реализовать их. Сделать это непросто, но можно. Теперь вы понимаете, что я имел в виду, утверждая, что разум еще не наивысшая точка развития человеческих способностей и что человек способен на большее?..

Итак, давайте вновь зададимся извечным вопросом: 'что же такое Человек?'. Человек, прежде всего, как существо духовное.