Александр Тагес

Омикрон (Часть 1)

отказаться от инвалидной коляски того, кто в ней совсем не нуждается. Ни один обыватель, опускающийся на колени перед иконой только ради того, чтобы вымолить себе здоровье или улучшить свое благосостояние, спешащий на исповедь в надежде получить отпущение грехов, (которых, несмотря на это, с каждым днем становится все больше и больше), подающий милостыню, чтобы лишний раз сказать себе: 'какой ты хороший!', или почувствовать свое превосходство, меня не услышит. Эта книга никогда не окажется у него в руках, ибо 'поиски Бога' его не интересуют, а развиваться духовно он совсем не стремится. Кроме того, не следует отождествлять духовность и 'благочестие'. Те, к кому я обращаюсь, уже и сами поняли, что религия вряд ли сможет помочь им. Именно им важно подсказать, в каком направлении следует двигаться. У Макса Генделя, к которому мы уже обращались в предыдущей главе, есть замечательное, необыкновенное по своей глубине высказывание.

'Становление человека, - говорит он, - осуществляется в четыре великих шага. Сначала над ним работают извне, без осознания им этой работы. Затем он помещается под руководство божественных посланцев и королей, которых он видит и командам которых должен подчиняться. Затем его учат чтить команды Бога, которого он не видит. Наконец он поднимается над всеми командами, чтобы стать законом для самого себя и, преодолев себя, по своей доброй воле, жить в гармонии с Законом Природы, который есть Закон Бога.

Аналогичным образом человек поднимается к Богу. Вначале он поклоняется и приносит жертвы Богу, которого начинает чувствовать, из страха, желая умилостивить Его. Затем, он смотрит на Бога как на 'дающего все вещи', надеясь получить от Него материальные блага здесь и сейчас. Он приносит жертвы из корыстолюбия, ожидая, что Бог отплатит сторицей, или чтобы избегнуть быстрого наказания чумой, войной и т.д. После этого его учат поклоняться Богу молитвой и праведной жизнью, учат культивировать в себе веру в Царствие Небесное, где он будет вознагражден в будущем, и воздерживаться от зла, чтобы избегнуть будущего наказания в аду. Наконец он приходит к моменту, когда может поступать правильно без всякой мысли о награде, взятке или наказании, а просто потому, что 'правильно поступать - правильно'. Он любит справедливость ради самой справедливости и стремится руководствоваться ею в своем поведении, независимо от сиюминутной выгоды или страдания, или от болезненных результатов в каком-то будущем'.

Высшим проявлением веры является вера в Абсолют, как наивысшую, всеобъемлющую идею. А высшей точкой веры в Абсолют будет такое состояние, при котором локализованное во времени и пространстве человеческое 'Эго' ощущает свою связь с Богом. Что бы ни делал человек, проникшийся такой верой, он будет действовать не ради удовлетворения своих потребностей, но ради удовлетворения потребностей Божественных, ради достижения наивысшего совершенства...

На первый взгляд подобное утверждение кажется какой-то нелепостью. В самом деле, какая разница, что именно я буду думать, заколачивая гвозди, - что делаю это 'для Бога', или что делаю это ради достижения определенной личной выгоды?!. Но не торопитесь с выводами. Внутреннее отношение к выполняемой нами деятельности, оказывает на последнюю ничуть не меньшее влияние, чем наше мировоззрение на образ всей нашей жизни. Невозможно стать полноправным хозяином своей судьбы, не понимая, ради чего ты живешь, не зная высших законов, управляющих этой жизнью, и ограничивая свои интересы удовлетворением сиюминутных инстинктивных импульсов. Точно так же, чем бы ты ни занимался, невозможно добиться совершенства, выполняя ту или иную работу только ради ее результатов, не испытывая удовлетворения от самого процесса деятельности, и не понимая куда, в конечном итоге, направлены все наши устремления.

Попробуйте практиковать этот простой принцип и результаты не заставят себя долго ждать. Очень скоро вы заметите, как начнет изменяться ваше отношение к деятельности. Самые простые, давно утратившие какую-либо привлекательность, повседневные дела предстанут перед вами совершенно в ином свете. Неудачи и разочарования больше не будут вызывать у вас раздражение, депрессию или иные негативные чувства. Ваша деятельность станет одухотворенной. Ведь все, что вы делаете, вы делаете для Бога, а все, что вы получаете, вы получаете тоже от Бога. Ваша деятельность не унылый труд, вызванный суровой необходимостью и направленный на удовлетворение каких-то малозначительных, ничтожных потребностей. Ваша деятельность