Карлос Кастанеда

Сила безмолвия (Часть 1)

что дух выражает себя в соответствии с безупречностью нагваля.

Дух может передвигать точку сборки при одном присутствии безупречного

нагваля.

Он сказал, что хочет пояснить этот пункт, так как если он не будет

понят, нагваль возвратится к собственной важности, и это будет его

разрушением.

Он сменил тему и сказал, что, поскольку дух лишен воспринимаемой

сущности, маги имеют дело скорее с особыми случаями и способами, благодаря

которым они могут разбить зеркало самоотражения.

Дон Хуан заметил, что здесь важно понять практическую ценность

различных способов, которыми нагвали маскируют свою безжалостность. Он

сказал, что моя маска великодушия, к примеру, соответствует тому, чтобы

иметь дело с людьми на поверхностном уровне, но она бесполезна для

разрушения их самоотражения, поскольку вынуждает меня требовать от них

почти невозможных решений. Я жду, что они прыгнут в мир магов без всякой

подготовки.

- Такое решение, как этот прыжок, должно быть подготовлено заранее, -

продолжал он. - а для того, чтобы подготовить его, пригодна любая маска,

скрывающая безжалостность нагваля, кроме маски великодушия.

Может быть, потому, что мне отчаянно хотелось поверить, что я

действительно великодушен, его замечания о моем поведении вызвали во мне

ужасное чувство вины. Он заверил меня, что мне здесь нечего стыдиться и

что единственным нежелательным следствием было то, что мое

псевдо-великодушие не приводило к позитивному надувательству.

В этом отношении, сказал он, хотя я и напоминаю его бенефактора во

многом, моя маска великодушия слишком груба, слишком очевидна, чтобы

ценить меня как учителя. Маска рассудительности, такая, как его

собственная, наоборот, очень эффективна в создании атмосферы,

благоприятной для передвижения точки сборки. Его ученики полностью уверены

в его псевдорассудительности. Фактически, она так вдохновляет их, что он

без труда может обманом заставлять их напрягаться как угодно.

- То, что случилось с тобой в Гуаямосе, было примером того, как

замаскированная безжалостность нагваля разрушает самоотражение, -

продолжил он. - моя маска стала твоим падением. Ты, как и все вокруг меня,

веришь в мою рассудительность. И конечно, ты ожидаешь прежде всего

продолжения моей рассудительности.

- Когда я представил перед тобой не только старческое поведение

немощного старика, но и себя в качестве старого больного человека, твой ум

бросался из крайности в крайность, пытаясь восстановить последовательность

моей рассудительности и твое самоотражение. И тогда ты сказал самому себе,

что у меня, по-видимому, припадок.

- В конце концов, когда было уже невозможно поверить в продолжение

моей рассудительности, твое зеркало начало трещать. С этого момента

движение твоей точки сборки стало делом времени. Единственное, что было

под вопросом, сможет ли она достичь места отсутствия жалости.

Наверное я казался дон Хуану излишне скептичным. Он объяснил, что мир

нашего самоотражения или нашего ума очень непрочен и скреплен несколькими

ключевыми идеями, которые служат его основным порядком. Когда эти идеи

оказываются несостоятельными, основной порядок перестает функционировать.

- А чем являются эти ключевые идеи, дон Хуан? - спросил я.

- В твоем случае, в таком частном примере, как твое посещение

целительницы, о котором мы говорили, ключевой идеей была

последовательность, - ответил он.

- Что за последовательность? - спросил я.

- Идея того, что мы прочные болванки, - сказал он. - в наших умах наш

мир поддерживается уверенностью, что мы неизменны. Мы можем принять, что

наше поведение может быть модифицировано, что наши реакции и мнения могут

быть изменены, но идея того, что мы можем менять свой внешний вид или быть

кем-то еще, не является частью порядка нашего основного самоотражения.

Когда маг прерывает этот порядок, мир разума останавливается.

Я хотел спросить его, достаточно ли нарушить последовательность

человека, чтобы вызвать движение точки сборки. Он, кажется, предвидел мой

вопрос и сказал, что ломка последовательности - это только смягчающее

средство, а сдвинуться точке сборки помогает безжалостность нагваля.

Потом он сравнил действия, исполненные им в Гуаямосе, с действиями

целительницы, которые мы обсуждали раньше.