Карлос Кастанеда

Сила безмолвия (Часть 1)

чтобы он смог

подойти к абстрактному, то есть познать, что знание и язык могут

существовать независимо друг от друга.

Дон Хуан повторил, что суть нашего затруднения в возврате к

абстрактному заключалась в нашем отказе принять то, что мы можем знать

без слов и даже без мыслей.

Я хотел возразить, что он говорит бессмысленные вещи, как вдруг

испытал сильное чувство, что что-то упустил. И что этот пункт был очень

важен для меня. Он действительно пытался рассказать мне о чем-то, что или

не мог уловить или что не могло быть описано полностью.

- Знание и язык отделены друг от друга, - мягко повторил он.

У меня вырвалось, - я знаю это, - как будто я действительно имел

такое знание, когда поймал себя на этом.

- Я же говорил тебе, невозможно говорить о духе, - продолжал он, -

поскольку дух можно только переживать. Маги пытаются объяснить это

состояние говоря, что духа нельзя ни увидеть, ни почувствовать. Но он

всегда маячит над нами. Иногда он приходит к некоторым из нас. Большую

часть времени он кажется равнодушным к нам.

Я молчал. Дон Хуан продолжал объяснять. Он сказал, что дух во многих

отношениях был видом дикого животного. Он держится от нас на расстоянии,

пока не наступает момент, когда что-то завлекает его к нам. И тогда дух

начинает манифестировать себя.

Я задал вопрос. - Если дух не существо и не присутствие, и не имеет

сущности, как кто-то может соблазнить его?

- Твоя проблема, - сказал он, - в том, что ты считаешься только со

своей собственной идеей об абстрактном. Например, внутренняя сущность

человека или фундаментальные принципы абстрактны для тебя. Или, возможно

что-то немного менее определенное, такое как характер, воля, мужество,

достоинство, честь, дух, конечно, может быть описан в терминах всего

этого. Но что нас смущает больше всего, так это то, что он и все это, и

ничего из этого.

Дон Хуан добавил, что я считаю абстрактное либо как противоположность

практичности, с которой я думаю, либо как вещь, которая, по-моему мнению

не имеет конкретного существования.

- Тогда как для мага абстрактное является чем-то таким, чему нет

параллели в человеческом состоянии, - сказал он.

- Но это же одинаковые вещи, - закричал я. - разве ты не видишь, что

мы говорим об одном и том же?

- Мы не говорим об одном и том же, - возразил он. - Для мага дух

является абстрактным только потому, что он знает его без слов и даже без

мыслей. И все же без малейшего шанса или желания понять его, маг управляет

духом, он знает его, заманивает и завлекает его, становится знакомым ему и

выражает его в своих действиях.

Я начал в отчаянии качать головой. Я не видел никакой разницы.

- Суть твоего заблуждения в том, что я использовал для описания духа

термин 'абстрактное', - сказал он. - для тебя абстрактное является

словами, которые описывают состояние интуиции. Возьмем, например, слово

'дух', которое не может описать смысл или прагматическое переживание, и

которое, конечно же, используется ни для чего иного, как только чтобы

щекотать твою фантазию.

Дон Хуан разъярил меня. Я обозвал его упрямцем, а он смеялся надо

мной. Он предположил, что если я обдумаю утверждение о том, что знание

может быть независимо от речи, не беспокоясь о понимании этого, возможно я

увижу просвет.

- Подумай над этим, - сказал он. - встреча со мной это не совсем то,

что думаешь ты. В тот день, когда я встретил тебя, ты встретился с

абстрактным. Но поскольку ты не мог говорить об этом, ты не заметил его.

Маги встречают абстрактное без размышлений о нем или видения его или

прикосновения к нему или ощущения его присутствия.

Я хранил молчание, так как мне не улыбалось спорить с ним. Иногда мне

казалось, что он становится умышленно малопонятным. А дон Хуан, по-видимому,

был страшно доволен самим собой.

ПОСЛЕДНЕЕ ОБОЛЬЩЕНИЕ НАГВАЛЯ ХУЛИАНА

В патио дома дон Хуана было прохладно и тихо как под сводами женского

монастыря. Несколько больших фруктовых деревьев, посаженных очень близко

друг от друга, казалось регулировали температуру и поглощали все звуки.

Помню, когда я впервые зашел к нему в дом, я сделал критическое замечание

по поводу нелогичного образа, которым были посажены эти фруктовые деревья.

Я бы дал им большее пространство. Он ответил, что эти деревья не были его

собственностью,