Такпо Таши Намгьял

Махамудра

/>

2. Как проводить медитации


ДЛЯ НАЧАЛА НУЖНО ПОНЯТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ

Стараются развивать то, что Abhidharmasamuccaya называет пятью

принципами, способствующими освобождению. [Первый принцип],

индивидуальная нравственность, состоит из чувства отвращения и

физического и умственного воздержания по отношению к насилию

против других, а также из усиления ненасильственных тенденций.

Bodhicaryavatara молит:

Где бы рыба или кто-то подобный ни нуждался в защите,

Бержено перенеси их, не причиняя смерти.

Развивая ненасильственное устремление,

Достигнешь того берега нравственности.

Посвященные должны осознанно и бдительно придерживаться

предписаний, полученных через акт посвящения для [мирян] и

других, в то же время отказываясь от всех неизвинительных

проступков посредством самоконтроля. Как описывает Suhrllekha,

Как земля поддерживает все вещи динамичными и статичными,

Так и нравственность есть основание всех добродетелей.

Silasamyukta-sutra заключает:

Как слепой не видит форм,

Так и безнравственный не видит дхармы.

[Второй принцип] касается контроля чувственных импульсов.

Шесть чувственных способностей возбуждаются через

взаимодействие между шестью объектами и шестью органами чувств

и затем видоизменяются интеллектом, обуславливающим либо

привязанность, либо отвращение к любому объекту чувств. Не

цепляясь за когнитивный образ или признак восприятия, следует

остерегаться не только жадности и ненависти, но также

установить ум либо в добродетельное, либо нейтральное

состояние. Цитата из сутры повторяет это утверждение:

Даже видя формы, глаза не хватаются за их, ни как за когнитвный

образ, ни как за чувственную реальность.

[Третий принцип], применение бдительности, означает, что

вовлекаясь в любое действие - физическое или иное - следует

действовать скурпулезно и бдительно, сознательно разделяя, что

хорошо и что плохо, что следует принять и что отвергнуть. Это

указывается в утверждении из Bodhicaryavatara:

Он снова и снова наблюдает

Состояние своего тела или ума;

Каждое такое наблюдение означает

Стояние на страже с предельной бдительностью.

Prajnaparamita-samcayagatha комментирует подобным образом:

Следует сохранять бдительность при всех движениях,

Гуляя, покоясь, сидя.

Сутра говорит:

Будь сознателен в каждом действии, где ты участвуешь:

Теперь сознавая акт стояния,

Теперь внимателен к поцессу сидения.

Ratnakuta-sutra описывает цель бдительности:

Если кто-либо применяет осознание и бдительность,

На него не смогут повлиять любые мешающие мысли.

[Четвертый принцип] касается регулирования ежедневного

питания. Скудная пища делает голодным и слабым. Излишнее

количество ведет к тяжести в теле и увеличивает сонливость и

дрему. Употребление пищи, которая трудно переваривается или не

подходит, усугубляет уже существующую слабость, вызывает новые

расстройства и делает тело непригодным для практики

добродетелей. Пища, полученная в результате жестокости и

насилия, будучи сопряжена с нечистым умом, обусловит приобщение

к неописуемым грехам и сделает ум неконтролируемым.

Медитирующие должны есть пищу в умеренном количестве и не

упомянутых видов.

Славный Нагарджуна утверждает в Suhrllekha:

Рассматривая пищу как лекарство,

Он ест, не подверженный жадности или ненависти,

Не для удовлетворения голода,

Не для чувственного удовольствия

И даже не для сияющего внешнего вида,

А просто с целью поддержать тело.

Регулирование кем-либо питания зависит от его отношения к

последствиям стремления к пище. Поэтому он размышляет так:

'Переедание немедлено вызовет неприятное чувство, подобное

видению отвратительных рвотных масс и может привести даже к

болезни, увеличивая нечистые отходы, которые должны быть

удалены. Кроме того, в поисках пищи и пропитания [бедный

медитирующий часто] терпит нужду. Пища вызывает желание,

ненависть и смущение,