Такпо Таши Намгьял

Махамудра

он отражает все внешние и внутренние

явления. Такая медитация может вызвать внутреннее ощущение

блаженства, ясности и пустотности по отдельности или

одновременно. Дже Гампопа; описывает эти медитации, известные

как 'неопределенные явления'. Вероятно, они становятся причиной

непознающего поглощения. Последствия этих ошибочных медитаций

могут сделать тип перерождения медитирующего неопределенным.

Определенная система медитации; защищает применение

неразрывного ментального овладения нереальности и пустотности

по отношению к каждой возникающей мысли, явлению или даже к

непознающему осознанию. Это не та медитация, которой следует

искать здесь, поскольку такая медитация на устойчивую

осознанность внутренней пустотности по-видимому не содержит

определенного осознания прозрения. Даже если она содержит его,

она оказываетется поддерживающей ментальное цепляние за

нереальность и пустотность. Таким образом, она становится

выраженным нигилистическим воззрением. Нагарджуна объясняет

следующим образом:

Тот, кто держится за пустотность,

Не может завершить внутреннего развития.

Итак, он проклят.

Далее он сообщает:

Ошибочно рассматривая пустотность,

Непонимающий ум вызывает свое собственное разрушение.

Определенная [критика]; утверждает, просто основываясь на

наборе цитат без их критического исследования:

Невежественные, медитирующие на махамудру,

Порождают причину животного существования,

Или перерождения на плане без форм,

Или вырождения в Слушающих в трансе поглощения.

Это утверждение крайне ошибочно и было сделано просто из

желания критиковать [систему махамудры]. Почему оно так

ошибочно? Потому что оно подразумевает, что медитация на

махамудру должна быть причиной животного перерождения. Оно

также подразумевает, что невежественные люди не могут быть

достойны медитации. По той же логике невежественные люди не

должны заниматься тройным обучением через слушание,

исследование и медитирование. Далее, это означало бы

существование общей причины для животных, чувствующих существ

плана без форм и слушающих в трансе поглощения. Это бы

неизбежно означало, что все они находятся на одном уровне.

Далее этот критик заявляет:

Махамудра в нашей традиции заключается в осознании,

Которое возникает из передачи.

Если бы это было так, невежественные не могли бы даже

медитировать на такое осознание и не были бы 'достойными

получателями' такой передачи. Тогда ссылка в Hevajra-tantra на

'невежественных и плохих людей' как достойных получателей была

бы неверной. Кроме того, невежественные, которые медитируют на

осознание, достигнутое через передачу, могли бы порождать

причину животного существования, так как этот критик

утверждает, что медитация невежественных людей на махамудру

может быть причиной их [перерождения] как животных и что само

первоначальное сознание есть махамудра.

Возможно, этот критик хотел сказать, что недостаток знания о

медитации махамудры может привести к таким [нежелательным]

результатам. Это все еще остается ошибочным утверждением. Чтобы

проиллюстрировать этот факт, можно было бы сказать, что

невежество относительно медитации махамудры может привести к

приверженности Хинаяне. Однако нельзя сказать, что эта

медитация на Махаяну породит такую причину. Подобным образом,

возможно переродиться в любых нижних областях вследствия

неведения дхармы, но ни в коем случае нельзя сказать, что

практика дхармы порождает причину для чьего-то перерождения в

нижнем царстве.

Более того, с целью реализации плана без форм медитирующий

должен достичь не только устойчивого погружения с ясным

ощущением созерцательного спокойствия всех четырех тонких

образов восприятия, но также и прозрения с его поверхностными и

тонкими уровнями, причем все это составляет [зенит созерцания]

в мирском состоянии. Утверждается, что этого не просто достичь