Такпо Таши Намгьял

Махамудра

с теми, кто ищет внутреннего утешения

внешними средствами. Ум лишен основания, пребывания, основы,

формы или цвета. Из-за своей внутренней природы ум не только

отделен от любого признака дуализма, но превосходит все чувства

и находится за пределами досягаемости диалектики.

И далее тот же текст говорит:

Будучи бесформен и бесцветен, ум есть на самом деле простое

ясное состояние, тождественное пространству. Подобно

запредельной реальности, истинную природу ума трудно ухватить.

ИСКЛЮЧЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ И ОЦЕНКА ЗНАЧЕНИЯ МЕДИТАЦИИ

Три раздела:

1. Области ошибочной медитации

2. Недостатки частичной медитации

3. Распознавание безупречной медитации


ОБЛАСТИ ОШИБОЧНОЙ МЕДИТАЦИИ

Для обретения спокойствия следует добиться однонаправленной

концентрации, свободной от недостатков типа лености или потока

мыслей и облеченной возвышенным состоянием блаженства, ясности

и неконцептуальности, как и описано ранее для этой стадии

спокойствия. Хотя это есть состояние созерцательного

погружения, особенно пригодное для развития психической силы

трансформации или сверхвосприятия, оно едва ли может быть

подходящей основой полного просветления, поскольку оно не

содержит развития просветленного духа [бодхичитты]. Когда и это

достигнуто, такая медитация все еще не может быть отчетливым

путем к просветлению, т.е. действительному освобождению, если

ум не смог направить себя к своей внутренней пустотности.

Нагарджуна объясняет:

Те, кто не понимает пустотности,

Не смогут достичь освобождения.

Таким образом невежественные существа бесцельно странствуют

В тюрьме шести циклических существований.

Прозрение есть способность определения [пустотности] как

фундаментальной природы ума или как природы двух видов

несамостности. Следовательно оно обязательно для понимания

пустотности. Простое спокойствие, не связанное с прозрением, не

может быть ни медитацией на пустотность, ни махамудрой.

Samadhiraja дает причину этого:

Даже если некоторые люди в миру медитируют на спокойное

погружение,

Такая медитация не может уничтожить глубокое сознание

самостности.

Медитирующие, которые слышали мало речей и мало общались с

учителями, могут иметь поверхностную медитацию. Они склонны ко

многим ошибкам. Не ведая методов для сохранения определенного

осознания прозрения, они не только автоматически теряют это

состояние, но также ошибочно отождествляют любое немедитативное

ощущение с медитативным опытом, так как первое возникает из-за

слабых осознанности и бдительности.

Теперь я расскажу о некоторых видах переживаний. По мере

того, как некто пытается поддержать медитацию спокойствия,

леность или подавленность будут возрастать. Сначала образ

объекта, большой или малый, будеть тускнеть, теряя ясность,

пока наконец проявление его формы полностью не исчезнет в

результате того, что сознание глаза растворилось в процессе.

Подобным образом, восприятие звука через орган слуха будет

постепенно падать, пока оно не прекратится совсем. Возможно

также, что при столкновении с такими условиями все чувтсвенное

сознание может прекратиться и медитирующий впадет в

бессознательное состояние, подобное обмороку. Это похоже на

замерзание озера. По мере того как вода превращается в лист

льда, ее ясность и прозрачность исчезают, скрывая вещи, лежащие

внизу.

Кроме того, медитирующий может испытать созерцательное

состояние со слегка большей ясностью, сочетающейся с

проблесками осознанности. Даже если проявление вида или звука

не исчезают совсем, оно становится сумеречным образом или

восприятием. Его ментальная бдительность, далекая от

кристаллизации, становится либо ленивой, опьяненной, либо

безразличной. Эти условия относятся к категории невежества

вторичного загрязнения.

Может возникнуть еще одно условие - состояние, лишенное

сознания или восприятия ясности и тусклости