Такпо Таши Намгьял

Махамудра

логики. Большинство

великих святых Тибета и древней Индии достигли освобождения,

следуя глубинным инструкциям буддийского эзотеризма.

Имеются такие, кто утверждают, что совершенное видение не

может быть реализовано без общего применения авторитетного

объяснения и выводимой логики согласно Мадхьямике Нагарджуны и

Арьядевы, духовному отцу и сыну. Эта точка зрения кажется

личной слабостью и не вполне правильна. Если бы это утверждение

было справедливым, из него следовало бы, что прежде составления

текстов по логике Мадхьямики Нагарджуна и Арьядева не

реализовали совершенного видения. Далее, такое воззрение

предполагает, что Будда, бодхисатвы и большинство великих

пробужденных Тибета также не реализовали совершенного видения.

С этимологической позиции такие термины как 'исследование' и

'внимательность' обозначают анализ и успокоение ума. Трудность

возникнет если мы отклонимся от этих определений. Аналитическя

медитация включает целую доктрину, от редкости получения

благословенного человеческого состояния до определения двух

типов бессамостности как предмета исследования. Медитация на

пристальную внимательность охватывает все погруженные медитации

на определение, выполненное через предыдущие исследования.

Такая концентрация поддерживается через внимание к уму и

бдительность.

Есть некоторые, кто рассматривают аналитическое исследование

и пристальную внимательность как взаимно исключающие. Они

утверждают, что ум не может быть установлен в спокойствии

одновременно с исследованием через проникающий интеллект.

Подобным образом они придерживаются мнения, что анализ

невозможен в то время как ум остается в спокойствии, которое

есть неконцептуальное состояние.

Первая Gomrim (Bhavanakrama) утверждает:

В то время как ум установлен в спокойствии, его исследуют через

интеллектуальную проницательность. Интеллект в погруженном

равновесии должен исследовать себя [природу ума].

Учитель Васубандху в своем комментарии на Sutralamkara

упоминает разнообразные медитации на прозрение: медитации с

общим исследованием и проникающим анализом или без них

одновременно, а также медитации, включающие только проникающий

анализ. Многие из аналитических медитаций должны практиковаться

без нарушения состояния пристальной внимательности. Применение

бдительности в установленном спокойствии есть форма

исследования [если обнаруживать только возникновение

чувственного возбуждения или лени]. Существует много подобных

примеров.


ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗА И КОНЦЕНТРАЦИИ К СПОКОЙСТВИЮ И ПРОЗРЕНИЮ

Некотроые люди предполагают, что при чередовании медитации

пристальной внимательности с исследованием возможно не будет

реализовано спокойствие. Они настаивают на том, что медитация

на спокойствие всегда должна быть пристальным состоянием и

утверждают, что анализ через распознающую мудрость во время

медитации на прозрение может вызвать прекращение прозрения. Эти

воззрения непродуманы.

Если бы упомянутое выше воззрение на пристальную

внимательность, выраженное некоторыми людьми, было правильно,

такие медитации, как 'исчерпывающий анализ';, 'внутреннее

исследование с целью устранения загрязнений'; и т.д., не могли

бы быть использованы в качестве целей спокойной медитации.

Кроме того, применение различающей мудрости и напряженной

бдительности в практике спокойствия также было бы неправильным.

Воззрение предтавителя такого мнения на прозрение противоречило

бы традиционной точке зрения, что после завершения анализа

анализирующий интеллект наконец успокаивается [в спокойном

состоянии]. Согласно его позиции, неконцептуальное и

невозмутимое прозрение, упомянутое в Bhavanakrama, невозможно.

Более того, он придерживается того, что медитативный анализ и

спокойствие, прозрение и пристальная внимательность

взаимоисключающи. Это воззрение предполагает анализ чисто

интеллектуальным различением,