Такпо Таши Намгьял

Махамудра

медитация на прозрение

2. Подготовительная практика для прозрения

3. Системы медитации на прозрение

4. Правильная медитация на прозрение

5. Характеристики возникающего прозрения

6. Соединение прозрения с другими системами

ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА МЕДИТАЦИЯ НА ПРОЗРЕНИЕ

Искатели освобождения и всеобъемлющего осознания должны хорошо

выполнять медитацию на прозрение, в которой постигается

бессущностность дуализма, а не довольствоваться лишь

погружением в спокойствие. Одно спокойствие без медитации на

прозрение не может принести освобождение из колеса

существования, так как оно может дать лишь временное

умиротворение врожденных загрязнения и неспособно уничтожить

их. Средняя Bhavanakrama утверждает:

Йогины не могут полностью полностью уничтожить внутренние

загрязнения лишь достигая спокойствия. Оно временно

умиротворяет, но не может уничтожить загрязнения до

просветления мудростью (прозрением).

Arya-samdhinirmocana-sutra еще раз подтверждает:

Концентрированное погружение подавляет внутренние загрязнения,

в то время как мудрость разрушает их врожденную толщу.

По этим причинам желающие уничтожить все загрязнения и

достичь чистого осознания должны медитировать на мудрость после

совершенного установления спокойствия. Samadhiraja говорит:

Даже если мирской человек медитирует на погружении в

спокойствие,

Поскольку оно не разрушает сознание самости,

Ментальные загрязнения снова бурно придут в движение,

Как в медитации спокойствия Удраки.

Из каждого способа действий определяют бессамостность всех

вещей

И медитируют на различающую мудрость.

Через этот источник полноты будет достигнута нирвана;

Ничто иное не ведет к такому миру.

Люди мирского уровня медитируют на погружении в спокойствие,

например выполняют четыре вида концентрации, но спокойствие

само по себе не может разрушить цепляния за самость, которое

есть корень круговорота бытия. Сила самообмана заставляет

возникать этот корень и сопутствующие загрязнения, что в свою

очередь приводит к совершению грехов и следовательно к

странствию в нижних мирах. Аналогию к этому можно найти в

медитации таких аскетов как Удрака, который верил во внешнего

творца. С другой стороны, установление бессамостности

[психофизических агрегатов] через различающий интеллект с

последующей медитацией приведет к достижению постоянного мира.

Никакое иное средство не может полностью уничтожить страдание и

загрязнение.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ ПРОЗРЕНИЯ

Samdhinirmocana говорит, что 'совершенное видение, возникающее

от слушания и исследования есть условие реализации прозрения'.

Средняя Bhavanakrama называет три источника прозрения. Они

связываются со святыми личностями, длительным слушанием

[дхармы] и ее последующим совершенным исследованием. Святые

личности в данном случае означают тех, кто реализовали

спокойствие и прозрение. Без такой реализации они не могут

усвоить истинной цели жизни, как бы изощренно ни было изучение

ими концептуальной доктрины с ее толованиями. Длительное

слушание дхармы относится к тем безупречным писаниям, которые

раскрывают запредельную доктрину. Можно слушать явные учения с

концептуальной терминологией, но они не открывают точного

смысла. Даже по отношению к всестороннему исследованию следует

применять инструкции, переданные реализованными, поскольку

священная истина превосходит диалектические исследование и

проверку.

Можно удивляться различию между писаниями, содержащими

выдуманный или заданный смысл и писаниями содержащими точный

смысл. Первые главным образом провозглашают видимую реальность

через концептуальные термины и определения, в то время как

последние открывают видение запредельной реальности, которая

глубока и непоститжима. Lodro Mizepae Tanpa

(Aksayamatinirdesasutra) утверждает:

Каковы сутры запредельного руководства и сутры предварительного