Такпо Таши Намгьял

Махамудра

того, спокойствие используется для многих целей, таких

как подчинение активных эмоций и освобождение от

обусловленности двойственными знаками. Главная цель есть

достижение прозрения. Из двух уровней прозрения - а именно (1)

поверхностное и тонкое прозрение преходящего мира, которое

ведет к достижению кулминационного пункта на планах

существования и (2) трансцендентное прозрение, которое не

только воспринимает реальность как лишенную природной самости,

но также устаняет семя связанности существованием - объектом

реализации является трансцендентное прозрение. Здесь также

спокойствие является основанием.

Причина, почему ищут спокойствия, следущая. Так как по

природе прозрение есть жидкость, подобная водопаду, или

мерцание, подобное маслянлй лампе в уме, установленное

равновесие не может быть достигнуто без [реализации вначале]

спокойствия. Нельзя ни понять, ни ясно воспринять совершенную

реальность как она есть без реализации установленного

равновесия. Первая Bhavanakrama поясняет:

Поскольку ум нетверд как вода, он не будет установлен без

основания спокойствия. Ум, который не смог достичь

установленного равновесия, никоим образом не сможет понять

совершенную реальность как она есть.

Средняя Bhavanakrama далее объясняет эту тему:

Прозрение без спокойствия делает ум йогина чувствительным к

отвлечению чувственными объектами. Поскольку он неустойчив как

лампа на ветру, он не может достичь просветления сознания.

Как же тогда искать осуществления спокойствия? В высшей

степени похвально достичь простого спокойствия на

подготовительном уровне первого концентрированного погружения

[на плане высшей формы], как указано выше. Если это не

получается, правильно будет реализовать однонаправленную

концентрацию на плане желаний. Учитель Паво в своем Ngakwo

Ngakto описывает:

Люди, которые ослеплены невежеством,

Которые не следуют вашим учениям,

Блуждают через циклы существования, страдая от бедствий,

Даже если они достигают кульминации существования.

Те, кто следуют вашим учениям, даже если они, возможно, не

реализовали

Основное состояние погружения [на плане форм],

Выходят из круговорота существования,

Несмотря на препятствующие силы, которые таращатся на них.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗНИКАЮЩЕГО ПРОЗРЕНИЯ

Что касается аналитической медитации на прозрение посредством

различающей мудрости, некоторые медитирующие, несмотря на

упорство своего исследования, не могли добиться определенного

прозрения внутренней реальности из-за избыточного усиления

спокойного ума. Сколько бы исследований они ни проводили, они

тем не менее пребывают в погружении в спокойствие. В процессе

этого к ним приходит чувство определенности того, что значение

анализа обнаруживается через спокойное состояние. Они ошибочно

отождествили этот опыт с обретением прозрения внутренней

природы ума. Некоторые медитирующие испытывали в своей

медитации на спокойствие сильное чувство нереальности в связи с

бессущностью явлений, что они ошибочно восприняли как прозрение

внутренней природы ума. В таких случаях медитирующий должен

немедленно использовать методы, предписанные [учителем], чтобы

прояснить ощущение и опыт спокойствия и цепляние ума за него.

Удаляя сырость такого ощущения из своего глубочайшего осознания

и медитируя на прозрение, он достигнет результата.

Однако некоторые люди с глубоким ментальным загрязнением и

низким интеллектом не могут достичь прозрения ума, сколько бы

они ни исследовали его. Они должны посвятить себя на некоторое

время практике увеличения добродетелей и устранения

загрязнений, а затем медитации на спокойствие с возросшей

ясностью. Только после этого они должны возобновить медитацию

на прозрение. Некоторые умные [медитирующие] ошибочно принимают

интеллектуальное понимание запредельной природы ума за

появление прозрения. Другим, являющимся учеными