Такпо Таши Намгьял

Махамудра

и

красноречивыми в смысле доктринальных рассуждений, недостает

просветляющего опыта. Однако некоторые, которым не хватает

способностей в красноречии, приобретают опыт, соизмеримый с

соответствующим уровнем медитации. Для медитирующих такое

разделение очень существенно.

Сколь бы хороша ни была медитация, без прозрения она будет

ничем большим, чем обычные медитации, известные приверженцам

догмы; или ложным буддистам. Если этот вид медитации не

подходит для медитации Первичной Колесницы [Хинаяны], нечего

говорить, что его нельзя сравнивать со срединным путем

медитации Махаяны, особенно махамудры [великой печати]. По всем

этим причинам упор на медитацию прозрения имеет крайне большое

значение.

Как же тогда определить уровень прозрения, появившегося у

кого-то? Безошибочное прозрение;, которое прямо воспринимает

истину всеобъемлющего пространства реальности, не может быть

осуществлено, кроме как на высшем уровне неразличающего

состояния. Прозрение, рассматриваемое здесь, есть просто

приближенное прозрение, которое появляется в уме обычного

индивидуума. Это прозрение сравнимо с прибывающей луной,

которая выполняет ту же функцию, что полная луна и,

следовательно, название луны примениммо к обеим. На этой стадии

прозрение может состоять из (1) понимания, что все

двойственности, включая ум и проявляющие его мысли и явления в

запредельном смысле пусты по отношению абсолютному

возникновению, становлению или прекращению и (2) осознания с

глубокой определенностью того, что все эти двойственности пусты

по отношению к истинной природной сущности.

Относительно этого цитировались либо будут процитированы

авторитетные высказывания. Если медитирующему не удается

достичь [даже этого простого прозрения], ему следует тщательно

изучить, что учителя данного направления рассматирвают как

прозрение начинающего. Такое прозрение должно состоять из

гармоничной смеси внутренних характеристик ума:

самопонимающего, самокристаллизованного сознания и его

врожденной пустотности по отношению к любой сущности. Итак,

достигая сначала такого прозрения, медитирующий постепенно

достигнет также безошибочного прозрения.

Что касается стандартного уровня реализованного прозрения,

медитативная традиция сутр утверждает, что идеальное прозрение

достигается тогда, когда медитация на прозрение приносит

великое совершенство простоты, уже достигнутое ранее в течение

медитации на спокойствие. Прозрение более низкого уровня

означает приближенное прозрение. Однако наша традиция медитации

не поддерживает такого разделения. Большинство систем насущных

инструкций придерживаются взгляда, что так же как

однонаправленная концентрация (до обретения совершенной

простоты) составляет медитацию на спокойствие, так и общий

детальный анализ медитации на прозрение (прежде чем он достиг

совершенной простоты) попадает в понятие прозрения. Кроме того,

уместно включить в обсуждение вопроса о прозрении его

категории, такие как различные типы прозрения, например

прозрение, возникающее от безупречного разделения вещей, и три

других типа - прозрение, возникающее из анализа знаков

восприятия и т.д.

Sravakabhumi утверждает, что четверичное ментальное

применение, разъясненное в разделе о спокойствии, используется

в медитации на прозрение. Поэтому не будет противоречием

рассматривать [четыре ментальные применения] непрерывного

напряжения как относящиеся к области прозрения, поскольку на

этой стадии медиитирующий достигает непрерывного состояния

прозрения. Разъяснение этих методов приобретения спокойствия и

прозрения, отождествление их характеристик и гармонизация обоих

медитативных состояний основаны на системе жизненно важных

инструкций, в противоположность различным другим методам,

детализированным в сутрах и тантрах.


СЛИЯНИЕ ПРОЗРЕНИЯ С