Такпо Таши Намгьял

Махамудра

/>

руководства? Сутры, которые объясняют средства постижения явной

или обычной истины, обозначаются как несущие намеренно заданный

смысл. Сутры, которые раскрывают средства постижения абсолютной

истины, обозначаются как несущие истинный смысл. Что касается

сутр, которые раскрывают различные концептуальные взгляды, они

обозначаются как несущие воображаемый смысл, придуманный для

постепенного подведения последователей к глубокому пути. Сутры,

раскрывающие то, что глубоко, трудно осязаемо и тяжело

постижимо, обозначаются как содержащие истинный смысл.

Что же тогда такое явная и истинная реальность сами по себе?

Явная реальность относится к преходящим аспектам явлений, таким

как самость, жизнь, чувствующие сужества, живые существа и т.д.

Запредельная реальность есть [всепроникающая пустота],

характеризуемая как невозникновение, бессамостность и т.д. Та

же сутра далее говорит:

Объяснения явной истины раскрываются в этих сутрах,

обозначаемых как содержащих заданный смысл, через различные

концепции и термины, например, самость, жизнь, чувствующие

существа, живые существа, человеческие существа, личность,

носитель кармы, продукт кармы, исполнитель кармы. Кроме того,

сутры предварительного руководства говорят о самости (в то

время как самости в реальности не существует) просто с целью

искусно подвести искателя к просветляющей истине. Объяснения

абсолютной истины заключены в тех сутрах, которые несут смыслы

выхода в освобождение, такие как пустота, беззнаковость,

бесцельность, невозникшая и нерожденная нереальность

различения, сознания, жизни, личности, самости и внутреннего

свидетеля.

Samadhiraja еще раз освещает эти же положения:

Пустота, раскрытая Достигшим Высшего Мира [Сугатой], должна

пониматься

Через особые сутры, содержащие истинный смысл.

Сутры, упоминающие чувствующие существа, личность,

Человеческие существа и подобные вещи следует понимать

Как содержащие выдуманный смысл.

Это в самом деле так. Утверждается, что Фактор,

обуславливающий возникновение прозрения, есть понимание видения

реальности. Такое понимание может быть достигнуто знанием,

возникающим из слушания и исследования классических трактатов -

учений Будды или толкующих их текстов, принадлежащих великим

святым и ученым - которые безошибочно и ясно разъясняют

истинный смысл. Затем следет медитация, сопровождаемая

необходимыми процессами, а именно уничтожение лености потока

мыслей, контроль органов чувств, бдительность в поведении и

умеренность в еде. Порядок медитации в частности указывает, что

для осуществления видения истинной реальности жизненно

необходимы созерцания гуру-йоги и горячие мольбы о

благословлении. Второй раздел Hevara-tantr'ы разъясняет:

Спонтанное возникновение не может быть описано никакими

внешними средствами

И не может быть открыто каким-либо другим путем

Кроме получения своевременной передачи от гуру

И своих собственных духовных заслуг.

Далее этот же текст говорит:

Глубочайшее постигаемое осознание превосходит все вербальные

выражения.

Будучи объектом созерцания, оно возникает

Через благословления гуру.

Таково осознание всезнающих.


СИСТЕМЫ МЕДИТАЦИИ НА ПРОЗРЕНИЕ

Среди многих уровней прозрения поверхностны и неуловимы

прозрения преходящего мира и прозрение четырех аспектов истины,

следующие представителям Первичной Колесницы [Хинаяны]. Они

превосходны сами по себе, но не являются необходимыми [в этой

традиции]. Прозрение истины бессамостности отностится к тем,

которые следует искать здесь, потому что именно через него

должна быть установленна бесконечная природа реальностей,

которая проявляется в двойственности. Что касается процесса

пробуждения такого прозрения, Samdhinirmocana-sutra и

Abhidharmasamuccaya объясняют четыре вида прозрения в обширной

форме. Первый текст касается трех видов прозрения в средней

форме, а также, в сжатой форме,