Казаков В.С.

Краткая летопись Родины

вследствие долговременного отсутствия мужей вступили в связь с рабами.… От этих-то рабов и жён скифов произошла молодёжь, которая, узнавши о своём происхождении, решила воспрепятствовать возвращению скифов из Мидии. Прежде всего, они отрезали свою землю широким рвом, который выкопали на всём протяжении от Таврических гор до наиболее широкой части Меотидского озера».

В начале VI в. до н.э. скифы, возглавляемые царём Ариантой, после разгрома Урарту, направили своих коней на север. Царство Арианты было самым могущественным за всё время существования Великой Скифии. После покорения скифами донских, приокских, приволжских и прикамских племён, настал черёд праславян.

Через отроги Восточных и Западных Карпат ворвалась скифская конница в земли венедов. Разорению подверглись города и села славян в междуречье Одры и Лабы, земли поморян на Янтарном берегу. Воспользовавшись ослаблением венедов, мужественно отражавших набеги скифов, на праславянскую землю напали кельты. В долине Влтавы было основано кельтское укрепление Страдонице, оттуда кельтские отряды стали проникать всё дальше на восток, в разорённые скифами земли. Кельтами были захвачены земли современной Чехии и Западной Словакии.

Пока западные праславяне, обескровленные в борьбе с кочевниками, отбивали нападения кельтов, восточные праславянские племена подверглись нашествию скифских орд. Оставив в стороне Змиевы Валы, лишь тревожа сколотов бесконечными набегами, скифы, пройдя по междуречью Днестра и Прута, вышли к истокам Западного Буга. Нападению подверглись земли праславян-невров. После ухода скифов, на невров, воспользовавшись их ослаблением, напали прабалтские племена. Было это в середине VI в. до н.э.

Вытеснив (почти на полторы тысячи лет) славян со своих земель в верховья Припяти, в Полесье, прабалты заняли берега Западного Буга и Нарева, добравшись даже Оки. Вплоть до XIII в. на реке Протве, притоке Оки, жило балтское племя Голядь. Впрочем, есть немало оснований предполагать, что Голядь пришла вместе с Вятичами. О нашествии балтов на землю невров нам поведал Геродот: «У невров обычаи скифские (т.е. праславянские, т.к. Геродот скифами называл как самих скифов, так и земледельцев-сколотов). За одно поколение до похода Дария (поход Дария относится к 512 до н.э.) змеи вынудили покинуть их страну свою, именно: земля их произвела множество змей, а еще больше вторглось из верхних пустынных земель, пока, наконец, жители не были принуждены покинуть родину и не поселились вместе с будинами». Кроме того, начиная с 550 г. до н.э. племена «поморской культуры», предположительно говорившие на одном из древних балтских диалектов, начинают расселяться в Повисленье и восточнее Одры, занимая опустошённые скифами земли «лужицкой культуры». Через два века здесь, после смешения двух культур, появится «культура подклошовых погребений». Лужицкая культура ещё сохранялась на землях современной Малой Польши и Силезии до I века до н.э.

Немного остановлюсь на «культуре подклошовых погребений». Думаю, что это была первая собственно славянская культура. «Поморцы» внесли в праславянский язык, который представлял собой древнеевропейский диалект, те особенности, которые сближают современные славянские языки с балтскими. В это время и, я бы даже сказал, в этих местах, происходят крупные изменения в праславянском языке: изменения в сочетаниях согласных, отпадение согласных в конце слова и другие. Это уже не праславянский, а славянский язык. Известна закономерность: чем больше фонологическая система языка отлична от первоначальной, тем дальше удалены её носители от места зарождения языка. Поэтому из всех современных славянских языков можно попытаться выявить самый близкий к древнему языку. Исследователь В.В.Мартынов (Проблема славянского этногенеза и методы лингвогеографического изучения Припятского Полесья.- Советское славяноведение, 1965, №4, С. 69 – 81.), восстановивший некоторые особенности фонологической системы праславянского языка, считал, что наиболее последовательно праславянские черты проявляются в великопольских говорах. А область «культуры подклошовых погребений» полностью накладывается на область великопольских говоров. Именно с «культуры подклошовых погребений» (400 – 100 гг. до н.э.) прослеживается преемственность в развитии собственно славянских культур вплоть до средневековья. На востоке «культура подклошовых погребений» достигала верховьев Припяти, а на западе - среднего течения Одры.

Выстояла, выдержала все нашествия Славянская земля. Подходил к концу VI в. до н.э. Закончились скифские походы.