Казаков В.С.

Краткая летопись Родины

плотах по озеру и для быстроты давали одни и те же «имена» целым толпам людей. Там, где не справлялись греческие попы, на подмогу приходили немецкие. Однако, стоило карателям уйти, как всё возвращалось «на круги своя»: люди отрекались от «человеколюбивого» христианства. Христианство достаточно быстро закрепилось в городах, подвластных Владимиру, да и то не во всех. Например, Смоленск был подвергнут христианизации в 1013 году. А в остальных местах страны христианство не могло закрепиться в одночасье. Да и откуда было взять сельских попов, если городские-то в основном были привозные и говорили на болгарском языке? А кто должен был венчать, хоронить? Да те же, кто и раньше. Поэтому в деревнях и небольших городах всё оставалось по старому. По настоящему взялся за дело Ярослав Хромой (Мудрый), при котором открылись христианские духовные училища, в которых обучались местные жители.

Всё же насильственная «христианизация» нанесла непоправимый урон славянскому государству: тысячами сжигались дощечки с древними сказаниями, уничтожались берестяные письмена. Те же летописи, которые в связи с особой ценностью писались на дорогом пергаменте, соскабливались и заполнялись церковными «поучениями». Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ. Жгли волхвов, хранителей мудрости народа, людей, из поколения в поколение передававших бесценный опыт, имя которому Обычай.

В 994 г. на Лабе произошло восстание славян. Император Германии Оттон III, князь польский Мешко I, король чешский Болеслав II попытались одолеть восставших, но сделать этого не смогли: слишком велика была ненависть славян к своим «спасителям». В 997 г. восставшие выгнали магдебургского архиепископа Гизлера. В 998 г. бодричи не оставили камня на камне от монастыря Гилерслебена. Не раз доходили восставшие до стен Магдебурга — главного оплота немецко-христианских захватчиков. В 1000 г. Германия потеряла все свои захваченные за 200 лет славянские земли, со времён Карла Великого. В том же году состоялся освободительный поход Володаря на Киев, окончившийся неудачей. Конец тысячелетия ознаменовался крупной победой римского папства: в Гнезно была учреждена самая восточная архиепископская кафедра.

На торжествах, устроенных королём Болеславом Храбрым по случаю продажи польских славян в христианское рабство Римской католической церкви, присутствовал германский император Оттон III, подаривший Болеславу «права» на восточные земли, включая те, которые еще «предстояло завоевать».

Наступил XI век. В 1001 в. «каган земли Русской» Владимир посылает посольство к римскому папе с просьбой о содействии. Вскоре на Руси появляется колобрегский епископ Рейнберн, известный своими зверствами в Западной Славии.

В 1002 г. вступил на престол Генрих II, император Германии. Генрих II, памятуя, чем закончилось недавнее восстание славян, сменил по отношению к последним «кнут» на «пряник», начав заигрывать со славянской знатью. В союзе с лютичами Генрих II воевал земли Болеслава Храброго, вызывая тем гнев римской курии.

Архиепископ Бонифаций, пытавшийся в своё время обратить в католичество печенегов, с негодованием вопрошал императора:

«Да позволено будет сказать: хорошо ли преследовать христиан и быть в дружбе с язычниками? Как могут соединяться вместе, исчадие дьявола — Сварожич и вождь святых, наш и ваш покровитель, св. Маврикий?»

В 1013 г. Болеслав Храбрый, памятуя о подаренных «правах», вторгся в пределы Руси. В том же году произошло поголовное крещение жителей Смоленска и близлежащих земель.

В 1015 г. умер «объединитель» Руси императорский стольник и зять «св. Владимир». После его смерти «объединённая» Русь начала стремительно разваливаться. В 1024 г. началось славянское восстание в Суздале. Волхвы, вставшие во главе восстания, убивали «новых русских», прятавших хлеб. Восстание было подавлено Ярославом Хромым. Волхвы были схвачены и казнены.

В 1057 г. произошла усобица в земле лютичей между племенами хижан, черезпенян, ратарей, долечан. Поводом для усобицы послужил спор о «первенстве в храбрости и могуществе», причиной же — тайная деятельность «друзей» из-за рубежа.

Не сумев одолеть славян в открытом бою, немецко-христианские захватчики решили подготовить почву для будущего «броска на восток». Усобица 1057 г. подорвала способность славян противостоять натиску крестоносцев. Ратари и долечане были побеждены. Война, однако, возобновилась второй и третий раз. Много тысяч воинов пало с той и другой стороны. Однако вновь победителями оказались хижане и черезпеняне.

Тогда ратари и долечане, терзаемые