Казаков В.С.

Краткая летопись Родины

восстание. Долго сохраняли родную веру жители Полоцкой земли, Верхнего Побужья и Верхнего Понеманья.

В XII веке христианство продолжало расползаться по Славянской земле. В земли полабов и лютичей зачастили иностранные проповедники. Один из таких носителей «слова Христова», епископ Оттон Бамбергский, дважды в 1124-1127 гг. посетивший Славию, оставил нам бесценное описание быта и нравов «диких язычников»:

«Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал рассказывать все, что знаю об их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвинённым в чревоугодии. По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, мёд, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фруктовые деревья, и, будь там ещё виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того в ней много плодовых деревьев…

Честность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами жители были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки епископа запирались на замок. Платья свои, деньги и разные драгоценности они содержат в покрытых чанах и бочках, не боясь никакого обмана, потому что его не испытывали. И что удивительно, их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без яств. Каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначенную только для еды. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами, который никогда не пустует: кончается одно — тотчас несут другое. Ни мышей, ни мышат туда не допускают. Блюда, ожидающие участников трапезы, покрыты наичистейшей скатертью. В какое время кто ни захотел бы поесть, гость ли, домочадцы ли, они идут к столу, на котором всё уже готово…»

«Бедный», «невежественный» и «дикий» народ славянский! Как же можно было так жить? Каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначенную только для еды, — ну, это уж слишком! Большое спасибо епископу и его сообщникам за избавление от такого ужаса!

Разумеется, Оттон Бамбергский не пожалел сил и средств для «спасения» «заблудших язычников». К сожалению, нашлись люди, поверившие в «слово Христово».

«Неподалеку от города Камень жила вдова… очень уважаемая и окружённая многочисленной семьей.… Наступило время жатвы. В один из воскресных дней, когда народ со всех сторон торопился в церковь (любопытно, чего такого наобещал епископ, если народ торопился. — В.К.), случилось, что упомянутая выше вдова ни сама не пошла в церковь, ни своим людям не разрешила пойти. Разгневанная, она приказала: «Идите жать на мои поля! Это полезней, чем молиться какому-то новому богу, которого из своей страны привёз нам этот Оттон, епископ Бамбергский. На что он нам! Разве вы не видите, сколько добра и какое богатство дали нам наши боги, и что всеми сокровищами, славой и изобилием вы обязаны их щедрости! Поэтому отступиться от их почитания будет величайшей несправедливостью…»

Увы! Нет пророка в отечестве своем. Вскоре крестился князь лютичей Прибыслав, попав в зависимость к польскому королю Болеславу. Что же было дальше? Наступило ли обещанное спасение?

В 1138 г. произошла очередная усобица, в ходе которой был разрушен Старград. Сразу же в Вагрию прибыл епископ Герольд…

«…В ближайшее воскресенье весь народ этой земли собрался на рынок в Любеке (Любиче), и епископ, придя сюда, обратился к народу со словами поощрения, чтобы, оставив идолов, он начал почитать единого бога, который на небесах, и, приняв благодать крещения, отказался от злых дел, а именно от грабежей и убийства христиан. И когда епископ закончил свою речь к народу, Прибыслав (князь Вагрии с 1125 г.) сказал с согласия остальных: «Твои слова, достопочтимый епископ, — божьи слова, и ведут нас к спасению нашему, но как вступим мы на этот путь, когда мы опутаны столь великим злом. Чтобы ты мог понять мучение наше, выслушай терпеливо слова мои, ибо народ, который ты здесь видишь, это — твой (?) народ. И тогда ты сам посочувствуешь (?) нам. Ибо государи наши (герцог Саксонский и граф Голштинский) так жестоко поступают с нами, что из-за платежей и тягчайшей неволи смерть кажется лучше, чем жизнь.… Вот в этом году мы, жители этого маленького уголка, уплатили 1000 марок герцогу, потом столько-то сотен