Казаков В.С.

Краткая летопись Родины

карту, - В.К.) и упомянутый глава, которого они называют «главой глав» (ра'ис ар-руаса), зовётся у них свиет-малик (светлый князь, т.е. князь князей, - В.К.), и он выше супанеджа (по-видимому, жупана,— В.К.), а супанедж является его заместителем (наместником, - В.К.). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока (надо предполагать, что кобылье молоко считалось пищей, подобающей светлому князю; возможно, что этот обычай идёт из глубин веков, когда античные греки называли местных жителей «конокормцами»). Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живёт, называется Джарваб (Гордаб,— возможно, что так араб передал название Горьдно-Городни-Корьдно,— В.К.), и в этом городе ежемесячно в продолжение трёх дней проводят торг, покупают и продают. В их стране холод до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю.

В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне до красна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт себе по одному из её платьев в год, а если сын, то так же берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдаёт под надзор одного из правителей на окраинах своих владений».

Летом 983 г. в Гавельберге (Гавеле) вспыхнуло восстание полабских славян против иудохристианского рабства. В восстании приняли участие все славянские племена, натерпевшиеся вволю от «просветителей». Всюду восставшие разрушали церкви, уводили скот, грозили смертью церковным крепостным, если те не соглашались добровольно покинуть церковные владения. Восстание продолжалось более 50 лет. Восстание попытался использовать польский король Болеслав Храбрый для того, чтобы объединить западных славян под своей властью и создать единое государство. Владимир идёт на ятвягов и «взя землю ихъ».

В том же году в Киеве Владимир впервые попытался принести человеческие жертвы, несмотря на то, что славянский обычай запрещал делать это. Был брошен жребий, который “случайно” выпал на христианина-варяга, к тому же греческого подданного. Попытка человеческого жертвоприношения закончилась дракой во дворе варяга. В драке варяг и его отец погибли, придавленные подрубленными сенями. Подобными затеями Владимир стремился опорочить святоотеческую веру, чтобы на примере «дикого язычества» христианство стало выглядеть более привлекательно. В 984 г. Владимир побеждает радимичей, которые с тех пор постоянно «платять дань Руси, повозъ везуть и до сего дне». В 985 г. был совершен удачный поход на болгар. Затем последовал поход на хазар, которые были обложены данью. В 986 г. к Владимиру приходили проповедники разных религий, чтобы переманить его, а с ним и страну, в свою веру. Надо думать, что вопрос с «верой» был решён давно, оставалось лишь обставить принятие выгодными условиями. В апреле 988 г. русские войска одержали блестящие победы у Хрисополя и Авидоса, предотвратив падение византийского императора. Подавление восстаний и победоносные походы показали Владимиру, что войска могут заставить народ подчиниться. Поэтому в 988 г. Владимир приступает к давно намеченной цели — внедрению христианства на Руси. В четвёртый раз, начиная с Аскольда. Начав тайный торг с Империей, Владимир предпринимает несколько попыток давления на упрямую Византию: в Киеве происходит представление с «выбором веры» послами князя, Владимир осаждает Корсунь, требуя себе в жёны греческую царевну. Наконец, договорившись о цене (кроме царевны он получил чин стольника), Владимир покупает у греков «веру в Христа», крестится сам и заставляет креститься подчинённых.

В пятницу, 1 августа 990 г., в торговый день седмицы, население Киева подобно стаду было загнано в реку Почайну, где и состоялось представление под названием 'крещение киевлян'. Затем наступил черед других подвластных Киеву городов. В земле белых хорват карательные войска сотнями сжигали деревни «язычников». Дреговичская земля до сих пор хранит предание о том, как каменные кресты приплыли по реке и вода Припяти окрасилась кровью. В Ростове попы плавали на