Казаков В.С.

Краткая летопись Родины

позором поражения, призвали на помощь датского короля и саксонского герцога, а также Готшалка, князя бодричей, каждого со своим войском, и содержали всё это воинство в течение 6 недель. Черезпеняне и хижане не смогли противостоять такому войску, великое множество их было убито, многие увезены в плен. Наконец они купили себе мир за 15000 марок (1 марка равна 160 денариям, 1 денарий содержал в себе 3,43 г. серебра, но на самом деле содержание серебра колебалось от 1,6 до 3,43 г.)

Готшалк, крестившийся сам и распространявший христианство у бодричей, вскоре был убит. Князь Крут, сменивший Готшалка, восстановил славянские порядки и содействовал объединению бодричей в единое государство, способное противостоять усилившейся христианской опасности.

«Там, где Одра впадает в Скифское (Балтийское) море, лежит знаменитейший город Юмна (Волин, Йомсбург), отличный порт, посещаемый греками и варварами, живущими вокруг…Юмна – самый большой (!) из всех городов Европы. В нём живут славяне вместе с другими народами, греками и варварами (современники не относили славян к «варварам», - В.К.)…Пустившись на парусах из Юмны, на 14 день прибудешь в Остроград (Хольмгард, Новгород) Руссии, где столица Хиве (Киев), соперница Константинопольского скипетра, славнейшее украшение Греции…» (Из «Деяний Гамбургской церкви» Адама Бременского, около 1075 г.). По подсчётам П.П.Толочко, начальника Киевской археологической экспедиции Института Археологии АН УССР, в XIII веке в Киеве на площади 380 гектаров располагалось около 8000 усадеб и проживало 47,5 тысяч человек. Согласно другим исследованиям в то же время в Великом Новгороде проживало 30 тысяч человек. В XI веке в Лондоне жило 20 тысяч, а в XIV веке 30 тысяч человек. В Гданьске и Гамбурге по 20 тысяч.

В 1071 г. произошли восстания против христиан в Ростовско-Ярославской земле, в Новгороде, были попытки поднять восстание в Киеве. В Ростовской области волхвы были схвачены Яном Вышатичем и после пыток повешены. Волхв, пришедший в Киев, поведал людям, что на пятый год Днепр потечёт вспять, и что земли начнут меняться местами, что Греческая земля станет на место Русской, а Русская — на место Греческой, и прочие земли изменятся. Невежды слушали его, верные же смеялись, говоря ему: «Бес тобою играет на погибель тебе». Что и сбылось с ним: в одну из ночей пропал без вести”. Волхва убили, сбросив в крепостной ров: “и вринуша его беси въ ровъ. Однако предсказания волхва почти сбылись: Днепр потёк вспять после постройки Днепрогэса, Греческая земля стала на место Русской, — нынешние русские носят греческие имена и называют Москву «третьим Римом». Не без участия “бесов” погиб и волхв, явившийся в Ростов в 1091 г.

В 1071 г. в Новгороде за волхвом пошёл весь город, поднялось восстание. Волхв «многы прельсти, мало не всего града: глаголашеть бо, яко «все ведаю», и хуля веру хрестьянскую, глаголашеть бо: «яко переиду по Волхову предъ всеми». И бысть мятежь въ граде, и вси яша ему веру, и хотяху погубити епископа; епископъ же вземъ крестъ и облекъся въ ризы, ста рекъ: «иже хощеть веру яти волхву, то да идеть за нь; аще ли веруеть кто, то ко кресту да идеть». И разделишася надвое: князь бо Глебъ и дружина его идоша и сташа у епископа, а людье вси идоша за волхва; и бысть мятежь великъ межи ими. Глебъ же возма топоръ подъ скутомъ, приде къ волхву и рече ему: «то веси ли, что утро хощеть быти, и что ли до вечера»? Онъ же рече: все ведаю». И рече Глебъ: «то веси ли, что хощеть быти днесь»? «Чюдеса велика створю» рече. Глебъ же вынем топоръ, ростя и, и паде мертвъ, и людье разидошася».

Лишь «остроумное», если так можно выразиться, убийство волхва князем Глебом, да верность княжеских дружинников остановило восставших. Непонятно другое, зачем было волхва убивать? Почему не дали ему перейти реку «аки посуху» перед всеми, чтобы изобличить его как обманщика? Наверное, тогда волхвы были не в пример сегодняшним, и вполне могли бы сотворить подобное чудо. Вспомним хотя бы Апполония Тианского, который умел летать. Вот этого-то епископ и боялся.

К концу XI века свободными оставались славянские земли бодричей, лютичей, полабов и поморян. На востоке непокорными оставались вятичи. Убийство миссионера Кукши около города Серенска (современная Калужская область) относят к 1113 году, а по данным церкви к 1215 г. На северо-востоке независимость сохраняли некоторые новгородские области.

Однако и в принявших христианство землях продолжалась борьба. В Чехии король Бретислав II сжигал свещенные рощи и преследовал славян. В Польше было подавлено славянское