Казаков В.С.

Краткая летопись Родины

Трпимир принял христианство и сделал его государственной религией.

Перед Восточнофранкским королевством на востоке лежали богатые славянские земли, населенные «дикими язычниками». Им, «варварам», принадлежали крупнейшие города в Европе — Киев, Славенск (Новгород), Велеград. На самом краю Словени, на берегу озера Белое, в г. Белоозеро, уже существовали улицы, покрытые дощатыми мостовыми. (В Париже мостовые появились лишь в XIII веке.) Из-за постоянного натиска «христолюбивых воинов» из приграничных областей начинается отток славянских родов на восток, в псковские и словенские земли. Особенно много было таких переселенцев из земли варинов (варягов). «Новгородстии людие до днешнего дни от рода варяжьска», — утверждает «Новгородская Первая летопись».

Середина IX в. — время русско-византийских войн. Последствиями этих столкновений пользовались хазары, отхватывавшие один кусок за другим от земель противников. В 834 г. хазары начали строить на Дону крепость Саркел. Не без хазарского участия, очевидно, происходило и разжигание русско-византийской вражды. В 839 г. император Феофил принимал посольство Руси во главе с великим князем. 18 мая 839 г. император Людовик I Благочестивый принимал в Ингуленгейме русское посольство. Послы говорили, что «их зовут Рос» и «царь их Хакан отправил к Феофилу ради дружбы». При проверке «оказалось, что они были родом из шведов». Феофил просил Людовика позволить послам вернуться домой через земли франков, так как дорога домой была закрыта «дикими и жестокими племенами». Именно в это время кочевники-венгры (мадьяры) нападают на Киев: венгерский воевода Алмус разбил полян и возложил на них дань. Наверное, переговоры русов с греками окончились неудачей, ибо в 840 г. русы, совершив морской поход, опустошили Амастриду — город в византийской провинции Пафлагонии. В 842 г. русы заключили с Империей мирный договор, вернули часть добычи и пленных. А в 844 г. русы совершили набег на Андалусию (Испания). В середине IX века венгры, пройдя без задержки южнорусские степи, осели на р. Тисе, вклинившись между славянами и волохами. Араб Гардизи пишет, что «венгры – огнепоклонники, и ходят к гузам, славянам и русам, и берут оттуда пленников, везут их в Рум и продают…мадьяры правили славянами, своими соседями, и накладывали на них такую тяжкую дань, как будто славяне находились в положении военнопленных». Ибн-Русте сообщает, что венгры «поработили славян, которых считали своими рабами и от которых получали продовольствие». От такой жизни уличи и тиверцы стали союзниками Хазарии. Не исключено, что и поляне решили искать заступничества у Хазарии. Ко времени захвата Киева (где-то в 50-х годах) варягами Аскольдом (Хаскулдом, Осколдом) и Диром поляне платили дань хазарам. Старая полянская знать была перебита. В Киеве «уселись варяги, которые суть хищники, повесившие Свентояричей» (В.К. II 4 б) и город надолго становится предметом спора соседей.

В 860 г., 18 июня, русы на 200 ладьях совершили удачный поход на Константинополь. После этого похода византийский патриарх Фотий заявил: «Народу возлюбленному и богоизбранному (т.е. грекам) не должно надеяться на крепость рук своих, величаться силою мышц своих, опираться на запасные оружия, а надобно овладеть… и господствовать над русскими с помощью всевышнего».

В 862 г. умер новгородский князь Гостомысл. Словене и кривичи, вместе с союзниками чудью и весью, пригласили на княжение Рюрика Годославича, внука Гостомысла. Рюрик пришел не один, а привел с собою варяжские дружины. Через некоторое время Рюрик, начав устанавливать свои порядки, вызвал недовольство новгородцев. В том же году моравский князь Ростислав посылает в Константинополь посольство с просьбой прислать учителей христианской веры для крещения. В 863 г. крестился моравский князь Ростислав. Моравия наполнилась «просветителями» славян. Вслед за Ростиславом христианство перекинулось на чешские земли, в которых княжил Борживой.

864 г. выдался неурожайным. В Болгарии к голоду добавились болезни, приведшие к мору. Услужливые византийцы убедили болгарского князя Бориса в том, что голодомор произошел «за грехи», а для пущей убедительности ввели в страну свои войска и насильно заставили оставшихся в живых болгар креститься. В том же году в Новгороде произошло восстание, возглавляемое Вадимом Храбрым. Восстание было подавлено. В том же году болгары убили сына Аскольда.

865 г. в Болгарии князь Борис прибегает к мечу и казням, внедряя «человеколюбивое христианское учение». В Новгороде происходят казни родовых старейшин. В 866 г. русы совершают