Казаков В.С.

Краткая летопись Родины

был убит варягами. Ярополк Святославич стал жертвой любви к христианам, которая пришлась не по нраву народу и военной знати, не желавшей пресмыкаться перед Византийской империей. Учитывая настроения в обществе, новый князь дал понять жителям столицы, что не собирается потакать иностранцам. Для пущей правдоподобности он выгоняет часть варяжских наемников в Константинополь. Владимир сооружает новое капище Перуна. При раскопках оказалось, что в основании капища использовались в качестве забутовки куски штукатурки христианской церкви. Показная приверженность Владимира «вере отчич и дедич» приводит к тому, что население столицы перестает считаться с христианами.

В 979 г. Мешко I отбил нападение войск германского императора Оттона II. В 981 году Владимир напал на ляхов, воспользовавшись, очевидно, их слабостью после войны с немцами. Владимир занимает «грады ихъ, Перемышль, Червень и ины грады». А затем «въ семъ же лете и Вятичи победи, и възложи на нь дань отъ плуга, якоже и отець его имаше». Эта запись позволяет предположить, что, во-первых, Святослав возложил на вятичей точно такую же дань, как и хазары. Во-вторых, после смерти Святослава вятичи перестали её платить. Вятичи к концу века значительно расширили свои владения и превратились в сильное государство. И года не прошло, как они отказались выплачивать дань. В следующем, 982 г. «заратишася Вятичи, и иде на ня Владимиръ, и победи е второе». Что было дальше, летописи умалчивают. Упоминания о стране Вятичи вообще исчезают со страниц летописей на сотню лет. А там, где монахи-летописцы их вскользь и упоминают, то не жалеют чёрных красок. Лишь Владимир Мономах в своём «Поучении» рассказывает как «ходил» в Вятичи «по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходихъ 1-ю зиму». Из сказанного ясно, что первый поход был неудачным. Имя Ходота наводит на мысль о древнем племенном княжении в Вятичах, передававшемся по наследству.

Предполагаю, что сведения о вятичах содержаться в сочинении Ибн-Русте «Дорогие ценности».

«…и между страной печенегов и славян расстояние в десять дней пути, в самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т (Вантит) (не расшифровано). Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них что-то вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся соты и мёд. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до десяти кувшинов мёду. И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать больше или меньше мёда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под неё, и она остаётся повисшей пока не задохнётся и не умрёт, после чего её бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню (колты вятичей или женские височные кольца представляют собой перевёрнутые петушиные гребни, а петух – воплощение огня, - В.К.). Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зёрнами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты, который [до сих пор] снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же их восьмиструнная. Их хмельной напиток из мёда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости оказанной ему богом. Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека (князя). Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют (то есть, это войско, приспособленное для войны в лесах, - В.К.). Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Место пребывания его находится в середине земли славян (Горьдно лежит именно в «середине земли» вятичей, достаточно взглянуть на