Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии

пальцем и мизинцем правой руки, тогда как остальные пальцы прижаты к ладони. Это - призыв к рогатому богу ведьм с его счастливым правым рогом и несчастливым левым, символизирующими власть над добром и злом.

Палец Аполлона связан с тополем в истории о боге-солнце Фаэтоне, которого оплакивали его сестры, когда он умер: они были превращены в тополя, а их слезы - в мед, посвященный Аполлону.

Палец Сатурна связан с вереском в истории об Осирисе, египетском Сатурне. Осирис был заключен в вереск 11, и самая нижняя согласная на мизинце, камыш, посвящена Осирису как царю Египта. Судя по словам знатока старины четырнадцатого века Ричарда из Сиренстера, богатые южные бретонцы третьего века нашей эры носили золотые кольца на пальце Сатурна. В 'B.L.F'-алфавите этот палец принадлежит Брану, который, как они к тому времени могли узнать от римлян, отождествляется с Осирисом. Ношение кольца на этом пальце, естественно, выражало надежду на воскрешение.

Большой палец Венеры связан с пальмой, посвященной оргиастической богине Исиде, Латоне, или Лат. Лат была мaтерью набатейского Дусареса, бога вина, которому поклонялись в Египте. Самая нижняя согласная на большом пальце - виноградная лоза.

Палец Юпитера связан с дроком, ибо весенние костры из дрока жглись в его честь как бога пастухов.

Связь пальца Меркурия с тисом определена тем, что Меркурий проводит души к месту, где владычествует богиня смер-ти Геката, аlias его мать Майя, которой посвящен тис.

Естественно, самая чувствительная часть руки, кончик указательного пальца, должна принадлежать предсказателю 'Luis'. Однако все деревья кончиков пальцев - 'Luis'-рябина, 'Nion'-ясень, 'Fearne'-ольха, 'Saille'-ива - использовались в гаданиях и предсказаниях. Возможно, это проливает свет на ирландский поэтический ритуал, называемый Dichetal do Chennaib (рассказ из кончиков пальцев), который требовал от поэта высокого мастерства и который доктор Джойс описывает как 'изложение импровизированного предсказания или поэмы, якобы сотворенных при помощи некоего мнемонического приспособления, в котором большую роль играли кончики пальцев'. Святой Патрик, упразднивший два других обряда прорицания, Imbas Forasnai - 'узнавание по ладони' и еще один, подобный этому, так как они предполагали предварительное жертвоприношение демонам, разрешил 'прорицание по кончикам пальцев', потому что в нем такого жертвоприношения не подразумевалось. В Словаре Кормака о Dichetal do Chennaib сказано так:

В мое время поэт исполнял обряд прорицания по кончикам пальцев таким, образом: 'Когда он видел перед собой человека или вещь, он создавал стихи, кончиками пальцев или в душе, не задумываясь, а одновременно слагая и произнося их'.

Не очень верится в мнемонический трюк, предполагающий, что поэт пользовался пальцевым алфавитом, скорее поэт впадал в поэтический транс и пользовался кончиками пальцев как проводниками пророчества, поскольку Dichetal do Chennaib всегда упоминается вместе с двумя другими ритуала-ми, в общем той же природы.

(Как раз в это время у меня в кончиках пальцев началось пощипывание, и когда я дал им карандаш, они записали следующее заклинание:

Силы дерев, кончики

пальцев, Первый из четырех,

Откройся мне, поэту,

Барабанящему себя по лбу.

Березовый сучок, даруй

Большому пальцу

Весть о любви -

Громкую, как стук сердца.

Рябины сучок, даруй

Указательному пальцу

Разгадку загадки,

Ключ к которой потерян.

Ясеня сучок, даруй

Среднему пальцу,

Знатоку погоды,

Спасенья от ветров.

Ольхи сучок, даруй

Безымянному пальцу

Знание всех болезней

Сомневающейся души.

Ивы сучок, даруй

Моему мизинцу

Полное признание

Сгнившего трупа.

Пять деревьев,

Пять моих пальцев,

Все откройте поэту,

Стучащему себя по лбу.)

Пальцевый алфавит, очевидно, был в ходу у ведьм средневековой Британии, если судить по дьявольским знакам на их руках. В 'Sadducismus Triumphatus' (1681) Джозефа Гланвиля есть детальное описание двух шабашей сомерсетских ведьм; на одном присутствовало тринадцать ведьм и он был в Брюхеме, а другой - в Винкантоне. Оба эти места расположены примерно в четырнадцати милях от Гластонбери. В Сомерсетшире бриттские культы превалировали над саксонскими, и Гластонбери упоминался как центр старой религии вплоть до семнадцатого столетия. Из показаний участников этих шабашей на суде