Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии

Богине, заключен в том, что она сама дает имя своему сыну Хлеву Хлау и сама дает ему оружие. В мужском обществе это обычно делает отец. А у Хлева Хлау вовсе нет отца в 'Сказании', да и сам он должен оставаться безымянным, пока хитростью не вынуждает свою мать признать в нем мужчину.

Сначала я думал, что загадку Гвиона о Кайр Арианрод следует дополнить 'кружением неподвижным между тремя элементами'. Три элемента, естественно, огонь, воздух и вода, и Corona Borealis вращается в пространстве, очень небольшом по сравнению с более южными созвездиями. Однако Гвион, по-видимому, знал, что крепость Арианрод не находится внутри 'арктического круга', который включает в себя двух Медведиц и Стражей, и когда Солнце поднимается в доме Рака, она уходит за северный горизонт и не появляется до конца лета. Описывать это как неподвижное кружение не совсем верно, лишь Малая Медведица ведет себя таким образом по отношению к Полярной звезде. (Как я покажу в главе десятой, круговое движение - часть загадки, ответ на ко торую - Рея, однако пока еще не время приводить доказательства.)

И все же, если бы я понял значение 'заключения в крепости Арианрод', мог бы я ответить на загадку? Кто провел там три срока?

Длинные перечни 'я был' или 'я есть' (самые древние из которых, несомненно, относятся к дохристианскому времени) присутствуют во многих валлийских и ирландских поэмах и имеют несколько разных, но связанных между собой смыслов. Примитивное верование, я убежден, лежит не в области индивидуального метемпсихоза вульгарного индийского рода - то окажусь мухой, то - каким-нибудь цветком, то священной коровой, а то и женщиной, в зависимости от заслуг. 'Я' - это не сам поэт, а бог, похожий на Аполлона, от имени которого он вдохновенно поет. Иногда бог может мифически соотноситься со своим дневным циклом, то есть от восхода до заката солнца, иногда - с годовым циклом, то есть от зимнего солнцестояния до зимнего солнцестояния с месяцами как этапами своего пути, а иногда, наверное, с грандиозным циклом в 25 800 лет, связанным с Зодиаком. Все эти циклы, в сущности, похожи, ведь мы говорим 'вечер' или 'осень жизни', когда хотим сказать о старости.

Как правило, перечень 'я был' соотносится с годовым циклом, и, проанализировав его (хотя из осторожности порядок всегда нарочно нарушали), обычно можно отыскать в нем полный набор символов разных времен года.

Я - вода, я - крапивник,

Я - крестьянин, я - звезда,

Я - змей;

Я- подпол, я - кузнечик,

Я- вместилище песен,

Я - ученый муж... и так далее.

Хотя пифагорейская теория метемпсихоза, привезенная из греческих колоний в Южной Франции, как предполагают, заложена в ирландской легенде о Туане Маккойрилле, одном из королевских эмигрантов из Испании, который претерпел несколько метаморфоз, побывав оленем, вепрем, ястребом и лососем, прежде чем стать человеком, но все же мне в это не очень верится, ибо все четыре зверя - годовые символы. Поэтический язык мифа и символа, которым пользовались в давние времена в Европе, не был, в общем-то, трудным, но с течением времени стал непонятным из-за модификаций, связанных с религиозными, социальными и лингвистическими переменами, а также благодаря исторической тенденции затемнять ясность мифа - например, случайными событиями из жизни короля, носившего священное имя. Их вводили в сезонный миф, чтобы подчеркнуть королевское величие. Еще одна трудность заключается в том, что в древности большая часть поэтического обучения, если судить по ирландской 'Книге Баллимота', которая содержит справочник криптографии, заключалась в том, чтобы поэт по возможности усложнял язык, дабы сохранить тайну. В первые три года обучения будущий ирландский поэт должен был запомнить сто пятьдесят алфавитов-шифров3.

Какое же отношение имеет Кайр Сиди к Кайр Арианрод? Может быть, это одно и то же место? Думаю, нет, потому что Кайр Сиди был отождествлен с островом Паффин возле берегов Англси и с островом Луанди на Северне: оба эти острова - обыкновенного типа элисиумы. Ключ к проблеме - то, что Кайр Сиди, или Кайр Сидин, на валлийском языке означает 'вертящаяся крепость', и, хотя вертящиеся острова - дело обычное в валлийских и ирландских легендах, слово 'Сиди', очевидно, производная от гэльского слова Sidhe, которым называлась круглая курганная крепость, принадлежащая Aes Sidhe (если коротко, то просто сидам), первым колдунам в Ирландии. В Ирландии сохранилось несколько 'крепостей сидов', и самые замечательные - Бруг-на-Бойне (теперь называется Новая Мыза), Ноут и Доут на северных берегах