Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии

ивы в роще Персефоны. Сравните это с тем, что сказано в 'Песне лесных деревьев': 'Не жгите иву, священное дерево поэтов'. Ива - дерево колдовское и пятое по счету. Число пять (V) - священное число римской богини луны Минервы. Месяц начинался 15 апреля и заканчивался 12 мая, и первый день мая, известный оргиастическим праздником и обладающей колдовской силой росой, приходился на его середину. Возможно, что обычай носить ивовые ветки в вербное воскресенье, которое бывает в начале апреля, - традиционно определяет начало ивового месяца.

Н (Uath)

Шестое дерево - боярышник, который получил свое название от месяца мая11. В общем-то, это несчастливое дерево, и имя, под которым оно появилось в 'Irish Brehon Laws', sceith, очевидно связано с индоевропейским корнем sceath или sceth, означающим 'вред'. Отсюда - английское scathe и греческое a-scethes (невредимый). В Древней Греции, как в Британии, это был месяц, в который люди одевались в старые одежды, - обычай, зафиксированный в поговорке: 'Заплату пришивать - май пугать', означающей 'не надо надевать новую одежду в несчастливый месяц', и совсем необязательно, что это имеет отношение к переменчивой английской погоде. Подобная поговорка существует и в Северной Испании, где после Пасхи погода устойчивая. В мае воздерживались и от сексуальных отношений: это объясняет, почему май считается несчастливым месяцем для свадеб. В Греции и Риме в мае приводились в порядок храмы и отмывались изображения богов, то был месяц подготовки к летнему празднику. Греческая богиня Майя, хотя в английской поэзии она предстает 'вечно прекрасной и юной', взяла свое имя у таiа (бабушка). Она была злой колдуньей, чей сын Гермес провожал души в ад. А на самом деле она была Белой Богиней, которая под именем Кардеи, как уже говорилось, колдовала боярышником. Греки старались умиротворить ее на время свадьбы, поскольку считалось, что свадьбы богиня ненавидит, и делалось это с помощью пяти факелов из боярышника и цветов боярышника до того, как начинался несчастливый месяц.

Плутарх в 'Римских вопросах' спрашивает: 'Почему римляне не женятся в мае?' И сам же отвечает: 'Разве не причина то, что именно в этом месяце они более всего озабочены чистотой?' Он объясняет, что именно в мае куклы под названием argeioi (белые люди) бросались в воду как приношение Сатурну. Овидий в 'Fasti' рассказывает о предсказании жрицы Юпитера по поводу замужества его дочери: 'До июньских ид (до середины месяца) нет удачи невестам и женихам. Пока мусор из храма Весты не будет унесен в море желтым Тибром, я сама не буду чесать волосы, которые я отрезала в знак траура, не буду подстригать ногти и не буду спать с моим мужем, хотя он - жрец Юпитера. Не спеши. Твоей дочери куда больше повезет с замужеством, когда костер Весты загорится в очищенном очаге'. Несчастливые дни заканчивались 15 июня. В Греции несчастливый месяц начинается и заканчивается немного раньше. Если верить Созомену из Газы, религиозному историку пятого века. Терпентинная ярмарка в Хевроне происходила в это время и предполагала те же табу на одежду и половые сношения, а также очищение и отмывание всех священных предметов.

В валлийской мифологии боярышник появляется как злой вождь великанов Аспатаден Пенкаур, отец Олвен (та, с белыми следами) - еще одно имя Белой Богини. В 'Сказании о Килхухе и Олвен' (Килхух означает 'тот, кто найден в норе свиньи') великан всеми способами старается помешать женитьбе Килхуха на Олвен и требует сначала тринадцать сокровищ, которые невозможно обрести. Великан живет в замке, охраняемом девятью привратниками и девятью сторожевыми псами, что является еще одним доказательством значительности табу на женитьбу в месяц боярышника.

Выкорчевывание старого боярышника связано в Ирландии с великой опасностью. О двух случаях рассказывает 'Фольклор Британских островов' Э. М. Халла. В результате можно потерять весь скот, всех детей и лишиться всех денег. В содержащем богатый фактический материал исследовании 'Исторические терны на Британских островах' мистер Воан Корниш пишет о священных боярышниках, растущих возле источников в гаэльских провинциях. Он приводит в качестве примера 'терн святого Патрика' в графстве Уиклоу: 'Верующие пришли 4 мая, погуляли, как положено, вокруг источника и повесили на ветки лоскуты из своих одежд'. Он добавляет: 'Это был день святой Моники, но я не понимаю, что все это могло значить'. День святой Моники соответствует 15 мая по старому стилю, праздновали тогда начало месяца боярышника. Одежду рвали на лоскуты в знак траура и для