Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии

Иудифь, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова и др.) получила канонический статус.

5 Фрэзер Джеймс. 'Золотая ветвь'. - М., 1983, с. 170. - Примеч. перев.

6 Обезьяна - священное животное, которое объединяло этого Геракла с создателем алфавита Тотом, - по-видимому, не прижилась в Западной Европе. В Египте Тот иногда принимал облик обезьяны, в Малой Азии он просто ходил с обезьяной, и эта традиция, вероятно, берет начало в Индии.

7 Битва у моста Кэттерик - сражение, о котором повествует поэма Анорина 'Gododin' - в нем бритты из Эдинбурга были сокрушены воинами Берсии и Дейры.

8 Гемеро-баптисты - 'купающиеся утром' - одна из сект ессеев. Они купались каждое утро до молитвы, чтобы произносить имя Бога с чистым телом. Иоанн Креститель, возможно, принадлежал к гемеро-баптистам.

9 Согласно 'Оксфордскому словарю английского языка' слово baptize (крестить) происходит от греческого baptitheiv(окунать, орошать, совершать омовение).

10 Тайлтинские игры - ежегодные игры, учрежденные, по преданию, Лугом в честь победы сыновей Миля над племенами богини Дану.

11 Ниав Золотоволосая - в 'Мифах древней Греции' - Ниамх-Златовласка.

12 Digamma - название греческой буквы, впоследствии удаленной из алфавита. О ней еще будет речь ниже.

13 Как алфавитное заклинание оно вполне ложится в английские стихи, если Kn поставить вместо Ng и J вместо Y:

B ull-calf in

L otus-cup

F erried, or

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Ересь Гвиона

Cуть друидической, так же как орфической греческой философии - Rheo (я уплываю) - Гвионово название буквы R -- Рапtа Rhei (всё плывет). Главная проблема язычества заключена в 'Riuben', альтернативном названии буквы R, если оно заменяет Rymbonao: 'Должно ли всё кружиться вечно? Как можно сбежать с Колеса?' Вот в чем была проблема ослепленного солнечного героя Самсона, когда 'он молол в доме узников' в Газе (Книга Судеб 16:21). Заметим, что мельница в греческой философии символизировала вращающиеся небеса. Самсон блестяще справился с проблемой, сдвинув с места столбы, на которых держалась крыша святилища, так что она обрушилась на всех находившихся там. Орфики предлагали другое, более мирное, решение. Они гравировали его шифром на золотых пластинках, которые надевали на шеи своим любимым покойникам. Там было: не забывать, отказываться пить воду из текущей в тени кипарисов Леты, как бы ни мучила жажда, пить воду только из священного, обсаженного лесным орехом источника Персефны, чтобы стать бессмертным господином мертвых и избежать в будущем раздираний на части, убиений, воскрешений и возрождений. Кипарис - дерево Геракла, который сам сажал знаменитую кипарисовую рощу в Дафне, олицетворяет возрождение. Культ священного кипариса относится к минойской культуре и на Кипр был привезен с Крита.

Богом Гераклом орфических мистиков был Аполлон Гиперборейский, и в первом веке нашей эры римский историк Элиан отмечает, что гиперборейские жрецы постоянно посещали храм в Северной Греции, чтобы воздать почести Аполлону. Диодор Сицилийский, цитируя Гекатея, утверждает, что в шестом веке до нашей эры 'земля гипербореев', где родилась Латона, мать Аполлона, и где Аполлон был чтим превыше всех богов, - Британия. Это не противоречит Геродотову описанию совершенно других гиперборейских священнослужителей, возможно албанских, живших возле Каспийского моря, а также тому. что во времена Элиана (не исключено) Ирландия, находившаяся вдалеке от Римской империи, была 'землей гипербореев', или тому (о чем я еще буду говорить), что изначально гипербореями были ливийцы.

Эдвард Дэвис имел все основания рассматривать британских священнослужителей как орфиков, ибо у них почти полностью совпадали платье, обряды, еда. А так как Cad Goddeu оказалась все же Битвой букв, а не Битвой деревьев, то его предположение, будто неправдоподобная пляска деревьев под лиру Орфея скорее была пляской букв, не лишено исторического и поэтического смысла1. Орфей, судя по сообщению Диодора, пользовался пеласгийским алфавитом. То, что Гвион отождествляет Небесного Геракла из 'Boibel-Loth'-алфавита с орфическим Аполлоном, совершенно очевидно по прозрачно ясному отрывку из 'Cad Goddeu':

Давным-давно я был пастухом.

Я бродил по земле,

Прежде чем стал ученым мужем.

Я бродил, я все обошел,

Я спал на сотне островов,

Я жил в сотне городов.

Просвещенные друиды,

Вы предрекаете явление Артура?

Или меня вы чествуете?

Только Аполлон может быть 'я' в этом отрывке. Он был пастухом у Адмета, царя Фер в Фессалии, за несколько веков до того, как утвердился