Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии

Моисей вознес, чтобы избежать беды в пустыне. Когда он это сделал, он стал 'Александром', то есть 'стражем, отгоняющим зло от человека'. Итак, отгадка - Нехуштан, или, если по-гречески (так как Гвион наверняка читал эту историю на греческом языке) - 'Не-Естан'. Надо помнить, что медный змей в Евангелии (От Иоанна 3:14) и апокрифическом Послании Варнавы (7:7) суть Иисус Христос. Варнава особенно настаивает на том, что змей висел на деревяшке, то есть на кресте, и имел власть возвращать людям жизнь. В Книге Чисел (21:9) он описан как 'серафим' 9. Это название Исайя дал летающим змеям, которые являлись ему в видениях и, будучи спутниками Живого Бога, летали к нему с горящими углями с алтаря.

Следующая загадка, которую мне предстояло решить, задана в строках 9 и 26: 'Я был на небе, во Вселенной'. Вселенная, или Млечный Путь10, говорят, образовалась, когда родился Зевс и его мать, великая богиня Рея (Rhea) с Крита, брызнула в небо молоком. Но так как каждый рассказчик мифов по-своему называет великую богиню - Гигин, например, не знает, называть ее Юноной или Опс (богатство), - то Гвион дает нам дополнительный ключ: 'Когда был построен Рим'. Он совершенно справедливо объединяет критянку с римской богиней и, что более удивительно, признает в Ромуле латинское божество той же религиозной системы, что критский Зевс. Мать Ромула тоже звали Реей11, и если у нее были проблемы с молоком, когда ей пришлось отлучить от груди близнецов, чтобы утаить их рождение, то не избежала тревог и Рея в таких же обстоятельствах на Крите. Основное различие заключается в том, что у Ромула и Рема приемной матерью стала волчица, тогда как Зевс (и, как некоторые утверждают, его брат-близнец Пан) был вскормлен козой Амалфеей, из чьей шкуры он потом сделал себе накидку, или, если верить другим, белой свиньей. И Ромула, и Зевса вырастили пастухи. Итак: 'Я был на небе, во Вселенной, когда был построен Рим'. Ответ - Рея. Хотя, конечно, не сама Рея, а ее молоко (rhea по-гречески) было на небе. Гвиона опередил Ненний, когда уделил большое внимание Рее, матери Ромула, в отличие от античных авторов. Ненний называет ее 'священной царицей'.

Загадка намеренно указывает ложный путь. Единственная легенда о Млечном Пути, известная Хайнину и другим бардам при дворе Майлгвина, связана с Блодайвет, которую Гвидион сотворил колдовством, чтобы она стала невестой Хлева Хлау Гафеса. Другое имя Хлева - Хиан. А Блодайвет превратилась в сову и названа Твихл Хиан (обманывающая Хиана) за то, что стала причиной его смерти: по-валлийски 'сова' - tylluan. Легенда о Блодайвет и Млечном Пути есть в 'Peniardd MSS.':

Жена Хиана an Дона была участницей убийства своего мужа и сказала, что он уехал на охоту. Его отец Гвидион, король Гейнета, странствовал повсюду в поисках сына и в конце концов вступил на Кайр Гвидион, то есть Млечный Путь, чтобы поискать душу сына на небесах. Там он ее и нашел. Отомстив за зло, он превратил молодую жену в птицу, и она, улетев от него прочь, до сих пор зовется Твихл Хиан. Таким образом, бритты в прежние времена сочиняли свои сказки и легенды по образу и подобию греческих историй, чтобы сохранить их в памяти.

Следует добавить, что форма Кайр Гвидион вместо Кайр Видион доказывает, что миф принадлежит к поздним. Блодайвет (как показано в главе второй) была Олвен, 'той с белыми следами', так что Гвидион поступил правильно, отправившись искать ее во Вселенной. Рея с ее белым звездным следом - небесная копия Олвен-Блодайвет с белым клевером, выраставшим там, где она прошла.

Кто - в строке 21 - наблюдал гибель Содома и Гоморры? Лот или, возможно, безымянная жена Лота.

Кто - в строке 18 - был главным строителем башни Нимрода? Я увидел, что Чибис опять взялся за свои штучки. На самом деле вопрос должен звучать иначе: 'На строительстве какой башни Нимрод был главным строителем?' Ответ - Вавилон. Стихи Гауэра12 о несчастье Нимрода и его каменщиков, когда началось смешение языков, много лет крутились у меня в голове:

Он просил камни, а ему принесли черепицу,

И Нимрод, строитель великий,

Взъярился, аки лев младоликий.

Кто - в строке 24 - был 'с моим Богом в яслях осла'? Неужели ответ - свивальники? Но как-то мое внимание было привлечено к Евангелию от Луки (2:16): 'И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях'. Гвион схитрил. Можно ведь подумать, что Иосиф, Мария и Младенец - все были в яслях. Ответ, конечно же, - Иосиф, потому что это был самый славный миг в жизни святого Иосифа.

Кто же - в строке 23 - сказал, что находится