Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии

в строфе 18 - 'я сидел в неудобном кресле над Кайр Сидин' - очень мне помогли. На вершине Кадер Идрис есть каменное сиденье - кресло Идриса, и если кто проведет на нем ночь, согласно местной легенде, того утром найдут мертвым, или сумасшедшим, или поэтом. Первая часть этой фразы несомненно принадлежит к загадке об Идрисе, хотя Гвион в 'Kerdd am Veib Llyr' упоминает 'прекрасное кресло' в Кайр Сиди (вертящаяся Крепость), райской крепости, где находился Котел Каридвен.

Текст строфы 2 - 'Иоанном святым я был зван Мертином' - искорежен, по-моему, намеренно, поскольку в версии 'Mabinogion' смысл совсем другой: 'Идно и Хайнин звали меня Мертин'. Я сразу же подумал, что здесь должно быть: 'Иоанном я был зван и Мертином святым'. И оказался прав Мертин, который в средневековых сказаниях стал Мерлином, был самым знаменитым предсказателем в древней Британии. Смысл этой строфы в том, что Гвиона назвал Мертином, 'жителем моря', Хайнин, верховный бард Майлгвина, потому что, подобно Мертину, он был таинственного происхождения и еще ребенком привел в смущение ученых бардов в Даганви, как Мертин (если верить Неннию и Гальфриду Монмутскому) проделал это с мудрецами Вортигерна. И еще в том, что его называли Иоанном Крестителем ('И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего'), но также в том, что все будут звать его Талиесином (сверкающий лоб17), поэтом из поэтов.

Доктор Маккаллох предполагает, что до шестого века существовал еще один Талиесин, и он был кельтским Аполлоном, что подтверждают 'сверкающий лоб' и его появление среди других поблекших богов и героев при дворе короля Артура в 'Сказании о Килхухе и Олвен'. (Сам Аполлон когда-то жил в море - ему посвящен дельфин. И, как ни странно, Иоанн Креститель был, по-видимому, отождествлен ранними христианскими синкретистами в Египте с халдейским богом Оанном, который, согласно Беросу, имел обыкновение изредка появляться в Персидском заливе в облике водяного Одакона и открывал свою тайну верующим. Все дело осложняется мифом о Хиане, жертве богини цветов Блодайвет, который на самом деле был богом Хлевом Хлау и еще одним 'морским жителем'.)

Мне потребовалось много времени, чтобы понять тайный смысл строфы 2, который делал необходимым порчу текста, так как был еретическим парафразом текста трех Евангелий (От Матфея16:14, 16, от Марка 6:14,15, от Луки 9:7,8):

Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные... за одного из пророков... Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.

Недостающая часть фразы 'и Илией' появляется в строфе 8. Святое Дитя говорит как Иисус Христос, и, насколько я понимаю, он также имеется в виду в строфе 14: 'Я мучился голодом вместе с Сыном Девы'. Иисус был тогда один, если не считать дьявола и 'диких зверей'. Однако дьявол не голодал, да и 'дикие звери' в контексте искушения, если верить дотошным исследователям - профессору А. А. Бивану и доктору Т. К. Чейну, принадлежали к партии дьявола. В 'Mabinogion' (строка 31) мы читаем: 'Я мучился голодом вместо Сына Девы'. Собственно, результат тот же. Иисус мучился голодом. Ответ на загадку 'Иоанн, Мертин святой и Илия я был зван' очень прост - Иисус как Талиесин.

Фразы 'я был в Ковчеге с Ноем и Альфой' в строфе 10 и 'я был в Кайр Бедион, Имени Божьем' в строфе 6 обе относятся к непроизносимому имени Бога. 'Альфа и Омега' - священный перифраз, который было разрешено произносить вслух. Поначалу я думал, что 'я был в Кайр Бедион' относится к загадке о Лоте, потому что 'Лот' - нормандско- французское имя короля Хлита, который построил Лондон, а Кайр Бедион - это Кайр Бадус, или Бат, который, согласно Гальфриду Монмутскому, был построен Бладудом, отцом Хлита. Но для Гвиона валлийский Хлит не был Лотом, к тому же нет никаких свидетельств, что Хлит жил в Бате.

Оставим ненадолго 'Кайр Бедион' в покое, а также 'я был Альфой Имени Божьего', ведь если загадку составить так, то на нее легко ответить, ибо это четырехбуквенное Святое Имя, начинающееся с А. Тем временем я хотел узнать, кто такой 'бард Деона или Хлеона из Лохлина или Хлихлина' (строка 28 и строфа 14)? 'Деон, король Лохлина и Дублина', составной персонаж. Имя Деон - вариант от Дон, владелец которого на самом деле был, как уже говорилось, богиней Дану племени Дану, вторгшегося в Ирландию, а потом превратился в мужчину и короля Лохлина, или Лохланна, и Дублина. Лохланн - это легендарная страна на морском дне, из которой вышли более поздние завоеватели Ирландии - фоморы. С ними племя Дану сражалось в кровопролитных битвах. Там правил бог