Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 7)

и не преследуют цели вызвать гипнотическое состояние,

как считают некоторые. Кроме казинас, практикуют привлечение любых

ярких предметов.

6. Это упражнение в концентрации мысли заключается в выборе какого-нибудь

пейзажа, например, сада. Его созерцают, наблюдают во всех подробностях, запоминают

растущие разнообразные цветы, их группировки; деревья, присущую каждому форму

ветвей, листьев и так далее - подробно весь сад. Создав себе четкое представление

о саде, когда его видят очень четко и с закрытыми глазами, начинают

из составляющего его сочетания признаков мысленно одну за другой устранять

различные детали. Постепенно цветы теряют окраску и форму, рассыпаются. Даже

оставшаяся от них пыль рассеивается. Деревья лишаются листвы, их ветви сжимаются,

будто входят в ствол. Ствол уточняется и превращается в простую линию. Линия

эта становится все тоньше и, наконец, исчезает. В результате остается только

голая земля. С земли теперь нужно убрать траву, камни, почву... и она тоже

исчезает...

Последние четыре упражнения на концентрацию (три в п. 5 и одно в п. 6) являются

для буддизма классическими и называются беспредметной медитацией.

Эти упражнения приводят к уничтожению представления о мире формы и материи.

Последовательно постигается чистое и бескрайнее пространство, понимание бесконечности

сознания и, наконец, достигается ощущение сферы пустоты, где нет

ни сознания, ни отсутствия сознания.

Для достижения этого особого состояния сознания - рабочего

фона - существует и много других психотехнических методов. Иногда рабочий

фон достигается в результате кропотливого самонаблюдения или выключения

деятельности рассудка, или исследований и размышлений о явлениях внешнего

мира. Наконец, есть люди, впадающие в подобное состояние внезапно, без всякой

подготовки, независимо от места, где они находятся, и от дела, которым в этот

момент заняты.

7. Другое распространенное упражнение при обучении монахов-мистиков состоит

в созерцании какого-нибудь предмета. Нужно всецело на нем сосредоточиться

так, чтобы не только ничего кроме него не видеть, но и ни о чем больше не

думать. Постепенно теряется ощущение своей личности, и ученик начинает отождествлять

себя с созерцаемым предметом. Но на этом ни в коем случае нельзя останавливаться!

Превратившись в созерцаемый предмет, т. е. испытания уже особые специфические

ощущения, какие могут быть следствием формы, размеров и других его свойств

нужно созерцать уже самого себя извне как предмет внешнего мира. Например,

ученик, выбравший предметом созерцания дерево, забывает свою человеческую

природу и ощущает свое тело как жесткий негнущийся древесный ствол с ветвями,

чувствует колебание ветвей, их движение, скрытую в корнях жизненную силу,

циркуляцию соков и т. д.

Затем, в качестве дерева, ставшего субъектом, надо созерцать сидящее перед

ним человеческое существо, ставшее объектом. Рассматривать его, изучать во

всех подробностях. После этого, переместив свое сознание в сидящего человека,

снова начать рассматривать дерево, затем в качестве дерева - опять созерцать

человека. Чередующееся перемещение из субъекта в объект и наоборот повторяется

много раз. Это упражнение тренирует качество медитации как рабочего

фона.

8. Следующее упражнение направлено на развитие искусства перемещения сознания

в своем теле.

Ученик должен постараться извлечь сознание-субъект из его обычного

обиталища и переместить его, например, в кисть руки. Тогда он

должен почувствовать себя предметом, имеющим форму ладони с пятью пальцами

на конце длинного придатка (руки), соединяющего его с большой движущейся массой

(телом). У него будет то же ощущение, какое нам пришлось бы испытать, если

бы мы видели не глазами, а кистями рук, и если бы эта кисть - снабженное глазами

вместилище нашего разума (мышления) - поднималась бы и опускалась

на конце длинного придатка (руки), чтобы рассмотреть голову и тело, вместо

обычного движения глаз.

Это упражнение дает возможность испытывать психические состояния, отличные

от обычных, позволяет сознанию выходить из условных границ, поставленных нами

нашему Я. В результате этого и достигается состояние сознания,

когда Я не существует. Кроме этого появляется ощущение, что