Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 7)

сознания, вернее,

особое состояние сознания, являющееся рабочим фоном

всех последующих тренировок, направленных на духовное развитие ученика и ведущее

его к освобождению.

1. Вызывают в воображении образ божества. Сначала созерцают только этот образ.

Затем из тела божества возникают другие формы, некоторые из них идентичны

ему по образу, другие отличаются от него. Таких созданных образов часто бывает

четыре, но при некоторых видах медитации они исчисляются сотнями или неисчислимым

множеством.

После того как образы этих разнообразных божеств, окружающие центральную фигуру,

становятся очень отчетливыми, они мало-помалу, одна за другой растворяются

в ней. Она опять оказывается в одиночестве и затем начинает расплываться.

Сначала исчезают ноги, а затем медленно и постепенно рассеивается все тело.

Наконец, исчезает голова и от всей фигуры остается только точка. Она может

быть темной, цветной или ярко светящейся (зависит от духовного развития учеников).

В итоге точка приближается к погруженному в медитацию ученику и входит в него.

Необходимо заметить, какой частью тела точка поглощается.

За этим упражнением следует период медитации и затем точка выходит

из тела, причем нужно повторить описанные выше наблюдения в обратном порядке.

Некоторые учителя указывают ученику, в каком месте точка должна слиться с

его телом и снова появиться из него. Обычно это участок между бровями. Другие,

наоборот, советуют не стараться направлять ход развития иллюзии и ограничиться

только ее наблюдением. Есть наставники, которые рекомендуют тот или другой

из методов в соответствии с преследуемой целью.

Итак, выделившаяся из тела ученика точка удаляется, превращается в голову,

затем появляется все тело, из него возникают другие формы; снова поглощаются

центральной фигурой и иллюзия повторяется в прежнем порядке столько раз, сколько

рекомендует учитель.

2. В воображении возникает образ лотоса. Он раскрывает лепесток за лепестком

и на каждой из них восседает бодхисатва (идеальное существо и образец для

других людей, ведущий их к нравственному совершенству.) Центральная фигура

занимает венчик цветка. Распустившись, цветок постепенно закрывается, и каждый

лепесток, свертываясь, испускает луч света, исчезающий в сердце лотоса. Наконец,

когда венчик цветка, в свою очередь, окончательно свертывается, излучаемый

из него свет проникает в погруженного в медитацию монаха (это упражнение имеет

много вариантов). 3. Упражнение-тренировка состоит в представлении и четком

видении множества бодхисатв, мысленно размещенный на всех основных участках

тела - руках, ногах, груди, спине, голове и теле (можно видеть сидящего Будду).

4. После определенного периода повторения предыдущих упражнений возникают

богатые комбинации видений, которые превращаются для ученика в увлекательную

игру. Цель этих игр - довести до ученика мысль, что все воспринимаемые

нами явления - только создаваемые нашим воображением миражи (Их порождает

сознание и сознание их убивает, - по словам поэта- мистика Милареспы).

В этих словах - истина и основа учения Тибета.

5. Из множества упражнений по развитию способности к концентрации сознания

особо популярны два: а) внимательно наблюдать за беспрерывной деятельностью

сознания, не пытаясь создавать для нее помехи; б) задерживать беспорядочную

работу сознания и фиксировать его для концентрации мысли только на одном предмете.

Ученикам назначают одно из двух этих упражнений. Можно по одному физ них в

разное время. Тренировка для выработки совершенной концентрации мысли служит

подготовкой, необходи- мой для всех видов медитации. Все ученики обязательно

выполняют эти два упражнения, но наблюдение за круговоротом сознания рекомендуется

только ученикам с развитым интеллектом.

Упражнения в концентрации мысли практикуются и всеми буддистами, при этом

они иногда пользуются различными приспособлениями (казинас) -

круг из цветной глины разных оттенков или покрытая водой круглая поверхность,

или огонь, наблюдаемый через проделанное в экране круглое отверстие. Такая

окружность созерцается до тех пор, пока не начинают ее отчетливо видеть с

закрытыми глазами. Эти упражнения рассчитаны исключительно на создание привычки

к концентрации сознания