Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 7)

- А. Кашпировским. Показ которого

по ТВ создал у неспециалистов, иллюзию могущественного сверхврача и даже сверхчеловека,

хотя статистика показала, что процент реального лечебного эффекта у него ниже,

чем у 70% его коллег психотерапевтов. Но показали по ТВ именно его, и у населения

сработали старые, устоявшиеся веками представления, о роли личности гипнотизера

на эффектив- ность лечебного воздействия, несмотря на карикатурность личности

этого человека, вызывающего у специалистов только улыбки или возмущение (просто

находка для юмористов).

А теперь расскажем чуть подробнее о физиологическом механизме воздействия

на человека внушением и трансом и о технологии чудесных исцелений, с учетом

мнения настоящего специалиста - профессора В.Е. Рожнова (Москва). Явление

транса попало в поле зрения западной науки лишь в середине XVIII века, когда

великий врач Франц Антон Месмер, следуя распространенной тогда моде, пытался

лечить больных магнитами. Однажды он случайно заметил, что в тех

же случаях, когда помогает магнит (а именно при лечении некоторых

нервных расстройств), успех получается и при простом прикосновении одних его

рук. Месмер подумал, что это объясняется истечением из его рук животного

магнетизма или магнетического флюида. С тех пор учение Месмера

быстро распространилось и транс был назван магнетизмом, а тех,

кто вводил людей в это состояние, назвали магнетизерами. В основном

это были артисты и фокусники, так как ученые, в лице французской Академии

наук, не признали открытие Месмера.

На сеанс одного из таких магнетизеров (или их еще называли месмеристы)

в английском городе Манчестере пришел местный хирург Джеймс Брэйд и подметил

реальные интересные явления. Брэйд увлекся их изучением, стал экспериментировать

и нашел им объяснение, как внешним проявлениям особого нервного сна, возникающего

как естественное следствие утомления взора, длительно и пристально сосредоточенного

на блестящем предмете. Он назвал это состояние гипноз, что на

греческом языке означает сон. Кроме того Брэйд подтвердил лечебное действие

гипноза при лечении ряда заболеваний из собственной практики. В 1843 г. Брэйд

опубликовал свой основной труд Нейрогипнология и с этого момента

началась эра научного изучения транса. В 1855 г. Брэйд опубликовал статью

Соображения о природе и лечении некоторых форм параличей, в которой

обобщил свой опыт успешного лечения функциональных параличей с помощью гипноза.

Брэйд утверждал, что мысли и чувства постоянно влияют на тело, поэтому существует

немало заболеваний (в том числе и функциональные параличи), причиной которых

могут быть испуг, долгие тягостные переживания, внезапное нервное потрясение,

горечь разлуки и т. п. В лечении таких заболеваний, не поддающихся иногда

никаким лекарственным средствам, ценный и быстрый целебный эффект оказывает

трансовый сон. Вскоре Брэйд обнаружил еще одну важную особенность транса -

погруженный в это состояние человек становится повышенно восприимчивым к воздействию

слова врача, и тогда это слово оказывается способным лечить.

После смерти Брэйда мировым центром по изучению транса стала Франция. Врач

из города Нанси Август Амвросий Льебо стал использовать метод Брэйда в своей

практике, усовершенствовав его. Льебо вводит понятие внушаемости и говорит,

что внушаемость присуща всем людям, но в разной степени, а транс только усиливает

это естественное свойство организма. Мысли, высказанные гипнотизером (внушение),

а также собственные мысли, чувства, желания (самовнушения) оказывают на человека,

находящегося в трансе, особенно глубокое влияние, изменяя его чувствительность,

деятельность внутренних органов, само- чувствие, поведение. В этом же городе

метод словесного внушения в своей клинике начал применять профессор Ипполит

Бернгейм. Вскоре он убедился в том, что при определенных условиях, а именно,

когда оказывают сильное воздействие на воображение или чувства человека, его

восприимчивость к внушению и наяву оказывается ничуть не меньше, чем в трансе.

Бергейму удалось расширить возможности лечебного внушения и прояснить чудесные

исцеления. Значит, не всегда дело в трансе и когда распалено воображение,

когда подавлены все чувства и желания, кроме единственного, волнующего все