Het Monster

Тринадцать врат

1796;

- De l'esprit des choses... v.1-2. Paris, 1800 и др.

Сен-Мартен переустроил школу на мистический лад, упростив ритуал

посвящения до 1 степени: 'Высший Неизвестный' (Superieur Inconnu,

знак S.'. I.'.); позже были введены 2 ученические степени - A

(Associe) и I (Initie). Взгляды Сен-Мартена оказали большое влияние

на развитие идеологии масонства.

Все теоретические положения Сен-Мартена были проникнуты

одной идеей - идеей добра. Высшая моральная цель человека,

считали мартинисты, состоит в единении с Богом; достигается она

путем отрешения от всего чувственного и материального.

Физическое тело есть лишь иллюзорная материальная оболочка его

духовной сущности (монады), представляющей собой эманацию Бога.

О мартинизме в Pоссии см.: Лонгинов А. Новиков и

московские мартинисты. М., 1867.

Подобный же характер носила школа 'Друзей Истины' - ФИЛАЛЕТОВ

(от греч. philh - 'любовь' и 'alhtheia - 'истина'), установивших 12

степеней (четыре последних - розенкрейцерские) и также стремившихся

при помощи метафизики и оккультных наук 'воспитать нового человека'.

Другие, наоборот, решили отказаться от занятий 'никому не нужной

алхимией', чтобы создать чисто политическую организацию наподобие

ордена иезуитов. Таковы были иллюминаты.

ИЛЛЮМИНАТЫ (лат. 'просветленные'): название нескольких

религиозно-мистических орденов. Чаще всего под ними понимают

орден, осн. Адамом Вейсгауптом в 1776 г. в Ингольштадте

(Бавария) как альтернатива масонских обществ. Занятия магией и

оккультными науками были для членов ордена запрещены. Они не

отвергали христианства, а лишь пытались толковать его

рационалистически, как всемiрное этическое учение -

'естественную религию'.

Члены общества делились на несколько разрядов, и только высшему

из них открывались его тайные цели: замена христианской религии

'естественной' общечеловеческой, а монархии - республикой. Эти цели,

а также трения между руководителями орденов привели к тому, что в

1784 г. курфюрст баварский запретил иллюминатские и масонские ложи. В

1786 г. они были запрещены в России (в первый раз).

Во второй половине XVIII в. эти 'спиритуалистические'

организации насчитывали десятки тысяч членов. Не удивительно, что

среди них попадались люди настолько 'неординарные', что историки

эзотеризма до сих пор затрудняются, считать ли их великими

шарлатанами или великими посвященными.

Первым из них, без сомнения, следует назвать 'Великого Кофту'

Калиостро.

КАЛИОСТPО (Cagliostro), Александр, самозванный граф,

собственно Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo, 1743-1795). Как

ни странно, его биография известна довольно хорошо (результат

полицейских расследований).

Подробнее см., напр.: Карнович Е.П. Замечательные и

загадочные личности XVIII и ХIХ столетий. СПб, 1884,

переизд. Л., 1990. Вообще же написано (и снято) о нем

достаточно много, можно и не перечислять; назову лишь еще

одну книгу, где его 'чудеса' разбираются вполне

профессионально: Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов

древности до иллюзионистов наших дней. М., 'Искусство',

1966.

Он был сыном торговца сукном и систематического образования

не получил. Утверждал, что познакомился в Египте с великим магом

Альтотасом, который посвятил его в древние тайны и возвел в

степень 'великого Кофты' (т.е. Копта).

После этого Калиостро начал путешествовать по Европе,

торгуя эликсиром долголетия и водой, дающей красоту,

предсказывая судьбу и исцеляя болезни. Побывал он и в Pоссии под

именем 'графа Феникса'. Однако арестован он был в конце концов в

1789 г. не за шарлатанство, а за принадлежность к

'франкмасонам': вступил ли он действительно в какую-либо ложу

или нет, неизвестно, скорее всего, просто хвастал, но именно за

это его и приговорили к пожизненному заключению. Он умер в

тюрьме несколько лет спустя.

Калиостро одним из первых реанимировал в Европе древнее

представление о материализации или 'овеществлении', в старину

называвшемся также 'телепластикой'.

Что это такое? Пусть имеется какая-либо идея,

'мыслеформа', которую желательно увидеть, потрогать или

попробовать на вкус. Вопрос о превращении некоей исходной