Het Monster

Тринадцать врат

более высокий. Возьмем для примера то же

'око Божие', лучезарный треугольник:

- для ученика это символ внимания ('имеющий глаза да

увидит'), познания триединства всего сущего, София; для

товарища - символ невидимого света, 'третьего глаза',

высшей триады сфирот, Каббала; для мастера это - Солнце,

свет и опора нашей солнечной и десятичной системы, но также

и Бог Непознаваемый, Саваоф гностиков, Абсолют буддистов,

Дао, Единое, одним словом - великая Истина Космоса.

Первые организации масонов, считавшие своей задачей

'строительство' храма человеческого духа, известны (документально)

также с XVII в. Некоторые исследователи считают даже, что

розенкрейцеры сами решили основать новый, более мощный орден,

воспользовавшись возможностями уже существовавшей профессиональной

Ассоциации каменщиков (Прямин-Морозов В.И. Символические степени

масонства. Журн. 'Изида', дек. 1910 - янв. 1911).

В пользу этого говорит хотя бы то, что в 'многоступенчатых'

ложах высшие степени назывались розенкрейцерскими, да и историки

обычно рассматривают оба эти течения вместе в силу их очевидного

идеологического сходства. Хотя уже цитировавшийся Микеле

Морамарко склонен считать масонов самостоятельным и просто более

'удачливым' течением, поглотившем более слабые.

Беда масонов была в том, что они придавали слишком большое

значение политическим целям, поставив вопрос о ликвидации монархий во

главу угла. Это не могло не сказаться на успехе их эзотерических

изысканий. 'Реальное поведение братьев-масонов ничуть не

соответствовало проповедуемым ими идеалам', - констатирует М.

Морамарко.

Хотя отдельные ложи, и особенно российские (первые русские ложи

появились в царствование Анны Иоанновны, 1731), очень старались

приобщить своих адептов к познанию устройства мiра и помочь им стать

'новыми человеками', заботящимися, по словам кн. Владимира Федоровича

Одоевского, о том, чтобы на первом месте в помыслах любого человека

была полезность его дел для человечества, удавалось это слишком

редко.

Нужно, писал кн. Одоевский, чтобы человек в первую очередь

думал, какую пользу принесет его труд для человечества, во

вторую - о пользе для родного государства, в третью - о пользе

для своих друзей и близких, и лишь в последнюю очередь о своей

собственной пользе. У нас же, добавлял он печально, дело обстоит

как раз наоборот...

В.Ф. Одоевский был прекрасным философом-эзотериком,

его труды заслуживают самого пристального внимания (напр.:

Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена. М., 1982).

Чрезмерная политизация масонского движения заставила некоторых

приверженцев чисто духовных занятий 'отпочковаться' от ордена и

основать свои ордена или ложи.

Так, около 1760 года некто 'Мартинец де Паскуалис' (Martinez de

Pasquallis, т.е. очевидно, Мартинес де Паскальи, а еще точнее,

видимо, Мордехай бен Пейсах) основал в Париже и неск. других городах

'Братство отборных священнослужителей' (Elus Cohens) c

девятистепенной иерархией; старшие три степени были

розенкрейцерскими. Это была чисто эзотерическая или, как ее называют

в литературе, 'магико-теургическая' школа.

Мартинец де Паскуалис, крещеный еврей, основатель духовных

школ в Париже (1760), Бордо и Лионе. Составил 'Трактат о

Pеинтеграции существ в их первоначальных свойствах, качествах и

силах, духовных и божественных', посвященный 'христианской

Каббале', т.е. эзотерически понимаемому христианству.

После смерти основателя (1774) школа начала было приходить в

упадок, но эстафету подхватил маркиз де Сен-Мартен, отставной

военный, филантроп, мистик и философ-теург, прозванный 'Неизвестным

философом' (le philosophe inconnu), после чего членов этой школы

окончательно стали называть МАРТИНИСТАМИ.

Сен-Мартен, Луи-Клод, маркиз де (Louis Claude de

Saint-Martin, 1743-1803): выступал как против 'материализма'

французских просветителей, так и против косности официального

богословия. Переводил на фр. яз. труды Якоба Б„ме. Оставил ряд

собственных трудов, в т.ч.:

- L'homme de desir. Lyon, 1790;

- Des erreurs et de la verite, ou les Hommes rapplees au

principe universel de la science. Lyon, 1795;

- Le crocodile, ou la guerre du bien et du mal. Paris,