Het Monster

Тринадцать врат

до

Ездры и его ученика Неемии (V в. до н.э.). Современный человек

не понимает той логики, которой руководствовались авторы этих

книг и их герои. Как сказал однажды Виктор Васильевич Бычков,

философ и историк культуры, 'все время кажется, что это были

инопланетяне'. Наша логика начинается с Экклезиаста.

Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного

знания, обратились гностики. Климент Александрийский (III

в. н.э.) считал его автором целых 42 трудов астролого-

космографического и религиозного содержания. В греческих и

латинских изложениях до нас дошли: 'О природе богов' (De

natura deorum), 'Пимандр или о могуществе и мудрости

Божией' (Poimandres sive de potestate et sapientia Dei) и

знаменитая 'Изумрудная скрижаль' (Tabula smaragdina).

Подробнее см., напр., Агапова З. Гермес - бог познания

земли и неба. Альманах 'Гермес', М., 1992.

Таким образом, под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение,

возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности

вещей, открытой лишь посвященным. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять

к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без

оснований - какое учение может быть эзотеричнее веро-учения? - а

всех остальных, включая царей, - экзотериками. Недаром даже Святой

Константин, память которого вместе с его матерью Еленой ныне

отмечается Православной церковью 21 мая ст.ст. (3 июня), в документах

Никейского собора (325) именуется `o 'episkopos twn 'exoterikwn -

'владыка внешних'.

Герметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и

нынешнего тысячелетий, то есть до Великой схизмы 1054 г., когда

римский папа (Лев IX) и константинопольский Патриарх (Михаил

Кируларий) заочно прокляли друг друга. XI век вообще был периодом

окончательного оформления д о г м ы во всех трех мiровых

религиях - иудаизме, христианстве и мусульманстве.

Последствий от этого было много, для нас же важно вот что. Если

оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней

не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ

герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы

можно было верить или не верить, но составлять их умели - в этом

признается, например, замечательный византийский писатель и

царедворец Михаил Пселл (1018-78), современник великой схизмы. Теперь

же это знание стало порочным, поганым ('языческим', от лат. paganus).

Право на связь с мiром невидимым было монополизировано церковью, все

прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с

которыми не заставила себя ждать - начиналась эпоха сожжения ведьм.

Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был обьявлен

дьявольщиной и забыт.

Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем

античным наследием, но уже под другим названием: ОККУЛЬТИЗМ.

Слово ОККУЛЬТИЗМ происходит от лат. occultus, 'скрытый' и

обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между

событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения

канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.

В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо собрал древние

тексты, кое-что дописал сам и представил мiру первый свод учения

Каббалы. В XIII в. граф Больштедт, он же Альберт Великий, сложил

с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV веке

Раймонд Луллий создал свою Ars Magna - 'Великое искусство',

книгу по магии и алхимии. В XV веке юный граф Пико делла

Мирандола понял, что мiр видимый и мiр невидимый едины, и лучшим

средством познания этого назвал Каббалу. В XVI веке солдат по

имени Генрих, за храбрость посвященный в рыцари прямо на поле

боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейм, написал трехтомное

сочинение о тайной философии - De occulta philosophia,

фактически стал основателем современного эзотеризма (мы его

знаем как Агриппу). В XVII веке юный Бенедикт Спиноза... О

Спинозе, впрочем, разговор более уместен в курсе истории

религии.

Pазвитие естественных наук в XVI-XVII в. (изобретение телескопа

и микроскопа, бином Ньютона, гелиоцентрическая система) несколько

ослабило интерес к оккультизму, а вскоре настала и эпоха Просвещения,

представители которой стали изгонять из массового сознания не только

дьявола, но и Бога, причем