Het Monster

Тринадцать врат

что рыцари и в самом деле привезли эту чашу, но скрыли ее на

священной горе Монсальват и образовали Орден рыцарей Грааля для

защиты всех угнетенных и слабых. Однако им было запрещено

говорить, кто они: открыв свое имя, они теряли волшебную силу и

должны были возвращаться в Монсальват. Таков сюжет 'Лоэнгрина'

Рихарда Вагнера.

Место расположения этой горы широко варьируется - от

горы Montserrat в Испании до Шамбалы на Востоке. Позже -

Еловая гора (лат. Mons Abiegnus) розенкрейцеров, их

мистическая 'родина' и хранилище документов.

Лит.: Король Артур и его рыцари Круглого Стола. По Г.

Гильберту и Дж. Ноульсу. СПб., изд. Э. Гранстрема, 1901; Stern,

W., Dr., lic. theol. Herkunft der Graal-Legende. Bad-Salzungen

1903; Лазарев Е. Вселенская святыня. 'Наука и религия' N 4/1993.

См. тж.: Андреев Д. Песнь о Монсальвате. 'Вестник теософии', N

1/1992.

Орден рыцарей Грааля очевидно легендарен: никаких документальных

свидетельств о его существовании нет. Зато свидетельств о

существовании других орденов более чем достаточно, тем более, что

большинство из них существует и поныне.

Рыцарские и монашеские ордена, которых насчитывается более двух

десятков, были созданы в эпоху Крестовых походов для защиты

христианских святынь и миссий, для оказания помощи раненым и больным,

для просветительской и исследовательской работы. Они получали

благословение папы и со временем, как правило, становились

влиятельными организациями, обладавшими значительной собственностью и

связями во всех вновь возникавших европейских государствах.

Изучением восточного эзотеризма занимались среди них лишь

немногие, а с гибелью ордена храмовников (тамплиеров) они и вовсе

перестали этим заниматься, по крайней мере открыто, предоставив эту

деятельность нецерковным организациям.

ХРАМОВНИКИ (тамплиеры, от лат. templum - 'храм'):

Templarii sive fratres militiae templi - духовный рыцарский

орден, возникший в ходе крестовых походов, осн. Гуго Пайенским и

Готфридом Сент-Онорским 'для охраны пилигримов, следующих к

Святым местам' (1119). Наз. по резиденции гроссмейстера ордена в

бывшем храме Соломона в Иерусалиме. В XIII в. - богатейший и

влиятельнейший орден.

Кто знает роман Вальтера Скотта 'Айвенго', вспомнит

Бриана де Буагильбера, члена этого ордена, человека

довольно беспринципного; среди храмовников наверняка были и

такие, но основа ордена заключалась в другом.

Тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и

Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими

изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе

гностических учений. 'Церковность' понимается здесь в ее

изначальном смысле, от греч. 'ekklhsia, 'общность' людей,

объединенных одной идеей.

Тамплиеры заимствовали у гностиков (следы которых лучше

сохранились на Востоке, чем на Западе) символ андрогина в его

первоначальном значении: для них это был оккультный образ

вселенского единения.

Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей

на кубе. На голове - факел с тремя пламенами. Правая рука

мужская (с лат. надписью solve - 'разрешай'), левая -

женская (с надписью cоagula - 'сгущай').

Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; ее

рога, борода и уши складываются в опрокинутую пентаграмму.

У христианских иерархов она ассоциировалась с Диаволом

(микропрозоп, см. лекцию 8).

Между тем пентаграмма, она же пентальфа, пентаиерон

(от греч. pente, 'пять'), у пифагорейцев была символом

здоровья и опознавательным знаком общины. В христианской

символике она олицетворяла пять ран Иисуса или, в числовом

толковании, двойственную природу Христа (божественную и

человеческую). По концам пентаграммы расставляются

еврейские буквы 'йод', 'хе', 'шин', 'вав' и 'хе',

составляющие имя Иисуса (к уже известной нам тетраграмме

добавляется буква Шин - J-H-V-Sh-A).

Это - XV аркан Таро, карта Диавола, однако не как

олицетворения мiрового зла, а как принципа обновления и

Спасения через преодоление зла (ср. апокатастасис Оригена).

У тамплиеров