Het Monster

Тринадцать врат

На Мин Тане восьмерка получается при учете промежуточных

'румбов' розы ветров, а на круге - при символическом изображении

'середины' (первоэлемента земли) в виде четырех малых секторов, ведь

с серединой должен граничить каждый большой сектор. Однако малые

сектора приобретают таким образом как бы самостоятельное значение, и

таким образом одна большая стихия распадается на четыре малых:

дерево ветер |

огонь земля | бывшая

металл пустота | земля

вода гора |

Представление о восьми стихиях, четырех больших и четырех малых,

составляющих пятую, возникло в глубокой древности. Однако наибольшее

свое развитие, включая имена (вспомните чжэнмин), толкования и

принципы практического применения, восемь стихий получили только под

влиянием буддизма (ср. 'восьмичленный путь нравственного делания'),

хотя на его родине, в Индии, роль восьмерки как сакрального числа

осталась довольно скромной.

Термин 'пустота' здесь также имеет индо-буддийское происхождение

(и, соответственно, значение): это - шуньята, великая пустота как

вместилище, сущность Адибудды. Как сказано об этом в книге Дао Дэ

Цзин:

'Тридцать спиц и втулка составляют колесо, но лишь пустота между

ними составляет сущность колеса. Дно и стенки из глины составляют

кувшин, но лишь пустота между ними составляет сущность кувшина'.

Знакомый нам Светлый престол (Мин Тан), как мы помним, содержит

восьмерку: это клетки магического квадрата без центральной. Вместе с

центральной они дают девятку. Особенно широкое развитие как одна из

основ теории познания восьмерка и девятка получили на Тибете, где

восьмеричный и девятеричный циклы также оказались включены в цикл

календарный:

Восемь стихий и девять цветов

1 вода 1 белый

2 земля 2 черных

3 железо 3 синих

4 пустота 4 зеленых

5 огонь 5 желтых

6 гора 6 белых

7 дерево 7 красных

8 ветер 8 белых

9 красных

(На самом деле цветов тут шесть, некоторые повторяются, однако

они учитываются в сочетании с числом, т.е. со своим порядковым

номером, что дает необходимую дифференциацию - и непривычную для нас

формулировку).

Каждый год, месяц и день проверяются не только по 10 статическим

и 12 динамическим знакам, но также и по 8 стихиям и 9 цветам. Каждый

человек знает или может вычислить свою стихию и цвет, что позволяет

определить для него удачные и неудачные дни, выбрать профессию или

невесту, и так далее.

И Цзин

Восьмерка же лежит в основе изложения материала известного

трактата И Цзин, он же 'Книга перемен'. В ней описываются 64

гексаграммы, составляемые путем комбинирования восьми основных

триграмм. Существует также трактат Нань Цзин - один из древнейших в

Китае медицинских трактатов, в основу которого положена девятка: он

описывает 81 трудность классической медицины. Это дало повод нашему

китаеведу В.С. Спирину назвать И Цзин 'легким', а Нань Цзин -

'трудным' трактатом на том основании, что И Цзин, по его мнению,

оперирует двумерной, а Нань Цзин - трехмерной схемой членения мiра.

Далее он предпринимает попытку разделить или распределить таким

образом все китайские философские трактаты, что, как мы с вами теперь

уже понимаем, неверно, ибо 'мерность' во всех случаях одинакова (три

по вертикали, четыре по горизонтали), различается же только число

учитываемых элементов. Подробнее см.: Спирин В.С. Построение

древнекитайских текстов. М., 1976.

Трактат Нань Цзин мы по причине его специфической направленности

рассматривать не будем, хотя интересующиеся могут ознакомиться с ним

в пересказе Дениса Александровича Дубровина: Трудные вопросы

классической китайской медицины, Л., 'Аста Пресс', 1991.

И Цзин же оперирует прежде всего восемью основными триграммами

(Ба Гуа), четыре из которых и поныне украшают государственный флаг

республики Южная Корея. Это те же уже знакомые нам восемь стихий,

четыре больших и четыре малых, хотя они называются несколько иначе:

-----

----- цянь небо творчество

-----

-- --

-- -- кунь земля исполнение