Het Monster

Тринадцать врат

вопросам.

Лао Цзы, Будда и Конфуций

Мы с вами не будем подробно анализировать три основные течения

китайской философии - конфуцианство, даосизм и буддизм, не говоря уже

о более мелких школах.

Во-первых потому, что, как уже говорилось выше, в основе каждой

из них лежит одна и та же модель мiра. Без знания основы нет смысла

приступать к частностям, а зная основу, в частностях можно

разобраться и самостоятельно.

Во-вторых, потому что подобный анализ лучше проводить в рамках

курса истории философии или религии, а еще лучше - на факультете

китайской, японской или тибето-монгольской филологии. Религия и

философия все-таки разные вещи, тем более, что и нас с вами в данном

случае интересует не философия в целом, а только эзотеризм, то есть

одна из философий или, скорее, один из компонентов любой философии,

доля которого может быть больше или меньше.

С точки зрения эзотеризма, кстати, ничто не может быть

представлено в виде доли целого, равной ста процентам или нулю:

во всяком целом есть место для чего-то иного, чаще всего - прямо

противоположного. Этот принцип эзотеризма выражен практически во

всех древнекитайских книгах, а в И Цзин - особенно: недаром она

называется 'Книгой Перемен', то есть постоянного изменения от ян

к инь и обратно.

Какова же доля эзотеризма в основных школах китайской философии?

Конфуцианство

Конфуцианство - это главным образом учение для экзотериков, то

есть для 'внешних': для простых людей, не ученых. Конфуций же

подчеркивает, что обращается именно ко всем без различия возраста,

социального положения и уровня образования.

Для обеспечения мiровой гармонии предписывалось просто соблюдать

ритуалы (ли), разработанные на все случаи жизни. Несоблюдение

ритуалов приравнивалось к нарушению космического равновесия и

действительно было таковым. Правда, объяснять смысл ритуалов своим

'внешним' последователям Конфуций и его ученики не считали возможным,

ибо для того, чтобы понять их, требовалась ученость. К ученым в Китае

всегда было особое отношение, и они как бы естественно образовывали

элиту, обладавшую знанием, недоступным для непосвященных. Элите же,

то есть ученым, предписывалось изучать наследие древних, ибо те

'знали смысл всех вещей', и задача ученого состояла только в том,

чтобы в него проникнуть. Однако им и самим далеко не всегда удавалось

обнаружить этот тайный смысл в древних книгах, прежде всего потому,

что нередко его там просто не было (вспомним слова Ю.К. Щуцкого об И

Цзин). И тогда они - и в этом их заслуга - садились писать очередной

комментарий, вкладывая туда свой смысл...

Тексты Конфуция недавно были впервые изданы на русском

языке. И, хотя язык перевода местами хромает, желающие могут

обратиться к альманаху 'Рубеж' N 1/92, cc. 259-310. О Конфуции

есть книга Владимира Малявина, вышедшая в серии 'ЖЗЛ' (М.,

'Молодая Гвардия', 1992).

Ритуал помогает направить усилие сознания и подсознания в нужное

русло. Он нужен неспособным, нежелающим и начинающим. Умеющему

управлять усилиями своего сознания и подсознания ритуал не нужен.

Помните притчу о белом медведе? К больному пришел шаман и

сказал: я тебя вылечу, только не думай о белом медведе. С тех

пор больной не мог думать ни о чем кроме белого медведя -

классический случай неумения управлять ни сознанием, ни

подсознанием. Для неумеющих самый простой способ 'не думать о

белом медведе' - ритуал: немедленно начать читать мантры, или

молитвы, или стихи, тоже всегда имеющие магические свойства.

Умеющему достаточно пожелать забыть о белом медведе.

Даосизм

Даосизм уже в гораздо большей мере учение для эзотериков. Текст

книги Дао Дэ Цзин обращен именно к тем, кто хотел бы войти в

немногочисленную элиту 'знающих' и 'умеющих'. Прямо об этом, конечно,

не говорится: автор (Лао Цзы) просто высказывает сожаление, что лишь

очень немногие дают себе труд понять его слова, хотя смысл их прост.

Религиозные ритуалы даосов, моделирующие зачатие и зарождение

души, были открыты для многих, но лишь немногим удавалось проникнуть

в их истинный смысл - 'внутреннюю алхимию' (Нэй Дань), о которой

очень подробно и толково пишет, например, Лу Куань Юй - рус. пер.

Е.А. Торчинова: Даосская алхимия и бессмертие. СПб., 'ОРИС', 1993.

Собственная же книга Торчинова о даосизме - СПб., 1993 - посвящена

скорее религиозным, чем философским вопросам.