Het Monster

Тринадцать врат

Августин, как мы видим, использовал

положения неоплатоников, но на таком высоком уровне, что церковные

иерархи так и не решились исключить его из числа своих 'мудрецов'

(как и р. Акибу, см. лекцию 8).

Однако в целом 'увлечение неоплатонизмом дальше известной

границы, как писал А.Ф. Лосев, всегда приводило монотеистические

построения Средневековья либо к существенной деформации, либо к

катастрофе. Вот почему исторически неоплатонизм в средние века, а

затем в период возрождения оказывался передовой теорией, для которой

любая монотеистическая концепция - Библия, Коран, Талмуд - всегда

оставалась наивной, детской фантазией или простонародным суеверием'

(Лосев А.Ф. Неоплатонизм. В: Филос. энцикл., т. 4, М., 1967).

К V в. (очередное соединение Нептун-Плутон) христианство

окончательно 'встало на ноги'. Оно объединяло людей многих

национальностей, но евреев среди христиан уже не было. Сложился

новозаветный канон - четыре Евангелия, 21 Послание и по одному

образцу Деяний и Апокалипсиса. Было изобретено новое летоисчисление -

от Рождества Христова.

Хотя и здесь не обошлось без недоразумений. Вычисляя дату

Рождества, монах Дионисий (525) ошибся по крайней мере лет на

шесть: Иисус родился в правление Ирода Великого, а тот умер - по

новому летоисчислению - в 4 г. до нашей эры. Что же касается

даты Пасхи, т.е. смерти и воскресения Иисуса, то ее установить

вообще невозможно (см., напр., Климишин И.А. Календарь и

хронология. М., 1985). Впрочем, для нас это не имеет значения.

Христианство повсеместно стало государственной религией. Исчез

гностицизм как самостоятельное религиозно-философское течение, хотя

его идеи продолжали жить, время от времени проявляясь в средневековых

ересях. В VI в. платонизм был признан 'язычеством', Платоновская

Академия была закрыта, однако и его идеи продолжали жить, проникнув

не только в европейскую, но и в иудейскую, а потом и в мусульманскую

философию.

О 'триумфальном шествии' христианства по окраинам Европы с V по

X век ('лето' эры Рыб) мы уже говорили. О догматических различиях

между Восточной и Западной церковью, в конце концов приведших к

Великой схизме 1054 г., говорить не будем, потому что это не предмет

наших лекций. Хотя у многих философов Средневековья есть мысли,

немаловажные и с точки зрения эзотерики, эти 'тончайшие волокна

души', по словам о. П. Флоренского, просто невозможно разобрать в

кратком курсе: нас торопит история.

В 1095 г. на церковном соборе в Клермоне Папа Урбан II призвал

всех королей, сеньоров, рыцарей и простой народ взяться за оружие и

отвоевать христианские святыни, находящиеся в руках язычников: 'Те,

кто здесь горестны и бедны, будут там счастливы и богаты'. В 1099 г.

войска крестоносцев вторглись в Палестину и 17 июля взяли Иерусалим.

В политическом плане эта попытка овладеть Востоком, как

известно, не дала Западу ничего: ровно двести лет спустя последние

рыцари были изгнаны из Святой Земли сарацинами (арабами). Однако для

развития культуры Запада это знакомство с Востоком дало очень много.

Считается даже, что именно крестовые походы положили начало эпохе

Возрождения.

Рыцари привозили с собой во Францию, Германию, Англию более или

менее смутные сведения о науке и мистике 'неверных', а нередко и

самих носителей этих сведений (в качестве пленников); представления о

'родных' эльфах и гномах, о целительных свойствах друидского бальзама

и страшной силе женского проклятия, не столько поколебленные, сколько

дополненные верой в чудотворную силу христианской молитвы и святых

мощей (вспомните о расширении арсенала шаманизма после

христианизации), перемешались со слухами о восточной магии и

оргиастических культах, о демонах и вампирах, о тайных обществах

губителей добрых христиан и кознях Аримана-Диавола.

И древние легенды обрели новую силу. Мистическая чаша друидов

превратилась в Священный Грааль (лат. Graalis или Graale,

англ.-нем.-фрц. Graal или Gral) - чудесный сосуд, из которого Иисус

вкушал Свою последнюю трапезу (по другой версии - сосуд, в который

Иосиф Аримафейский собрал капли крови Христовой). Множество рыцарей

отправлялись, по выражению Марка Твена, 'граалить', т.е. разыскивать

эту чашу, которая считалась целебной реликвией.

Именно в эпоху Крестовых походов (1185, первая известная

запись легенды о Граале) эта легенда стала особенно актуальной:

где же и храниться этой чаше, как не в Святой Земле? Считается,