Het Monster

Тринадцать врат

в

европейские языки из якутского в XVII в. - Ср. пьесу Екатерины

Великой 'Шаман сибирский'. В Якутию оно пришло через Монголию из

Индии (от санскр. camas - 'успокоение, покой').

Изначально шаман, без сомнения, продукт эры Тельца (вспомните

третью лекцию). Содержание этой 'профессии' за истекшие несколько

тысяч лет мало изменилось, изменился лишь уровень ее осмысления.

Сегодняшний шаман - это, как правило, человек с медицинским

образованием, принадлежащий к этносу-эгрегорогену (т.е. к коренному

населению) - суринамец, если вернуться к последнему примеру, или

китаец, если речь идет об акупунктуре, и имеющий подлинно

эзотерическое сознание, то есть, во-первых, не просто знающий, а

глубоко чувствующий законы микрокосма и макрокосма, а во-вторых,

целиком и полностью сознающий свою ответственность (нельзя нарушать

космическое равновесие).

Причем если первый и второй элементы факультативны (шаман может

не иметь медицинского образования или не принадлежать к

соответствующему этносу), то отсутствие третьего элемента

(эзотерического сознания) превращает шамана в колдуна, curandero в

brujo.

Словом curandero (целитель) в Лат. Америке называют

истинного шамана - такого, как Эдуардо Кальдерон из Эквадора,

описанного Дуглас Шарон в ее книге 'Мудрец Четырех Ветров'

(Sharon, Douglas. Wizard of the Four Winds. The Free Press, New

York 1978; dtsch. Magier der vier Winde. Verlag Hermann Bauer

KG, Freiburg in Breisgau, 1. Aufl. 1987). Он сам говорит о себе

так:

'Конечно, шаман должен быть добрым... Иначе нельзя.

Даже собирая растения, надо идти к ним с доброй душой, и они

выйдут тебе навстречу. Злой человек найдет только злые

растения... Перед тем, как стать curandero, я дал учителю

обещание: помогать людям, не думая о собственной выгоде,

помогать всем, кто нуждается в помощи - кто бы он ни был и какую

бы жизнь он ни вел'.

Brujo же, не вдаваясь в лингвистические подробности,

означает 'черный маг', 'злой колдун'.

Во всех странах мiра, от Чукотки до Огненной земли, принципы

работы шаманов одни и те же. Они используют взаимосвязи, существующие

между мiром видимым и мiром невидимым (закон подобия), воздействуя на

них с помощью тысячелетиями отрабатывавшихся приемов, чтобы

восстановить космическое равновесие там, где оно нарушено.

На видимом плане это ритуальные действия - танец, музыка,

молитва, благовония, манипулирование магическими предметами (кстати,

христианизация в данном случае не только не ограничила, но даже

обогатила их выбор: современные шаманы используют теперь четки,

распятия и христианские молитвы). На невидимом плане - ритуальное

поведение (соблюдение определенных правил жизни и обращения с

предметами). Таким образом, как писал уже цитировавшийся В.Р.

Арсеньев, 'Магия выступает не только как набор приемов

(инструменталистика), но и как особый способ восприятия мiра, как

стратегия воздействия на него в интересах людей' (Арсеньев В.Р. Звери

- боги - люди. М., 1991).

Во многих шаманских ритуалах для достижения медитативного

состояния (транса) используются наркотические вещества, главным

образом в виде тинктур и экстрактов (напитков): кола, чича ('кактус

Сан-Педро'), октли (пейотль) в Америке (отсюда 'октлупук' - варщики

октли), содержащие кокаин, мескалины и датуроиды соответственно,

амрита и сома в Индии, хаома у персов, содержащие эфедрин, амброзия у

греков, гашиш у арабов и т.д. Однако их применение строго дозируется

и допускается лишь в определенных случаях.

В качестве примера сошлемся на одного из крупнейших русских

эзотериков начала века - Г.О.М. (Генрих Оттонович М„биус: Курс

энциклопедии оккультизма, СПб., 1912): если хочешь усилить

восприятие - пей кофе, если желаешь усилить 'выдачу' информации

- пей чай. Если хочешь усилить и то, и другое на короткое время

- прими алкоголь ('коммиттментная доза' - 25 г.), но 'ни в коем

случае не повторяй приемов'.

Из своих знаний настоящие шаманы никогда не делают тайны - в

отличие не только от 'черных' шаманов-brujo, но и от жрецов чисто

религиозных культов. 'Я готов научить всякого, кто искренне этого

желает и действительно стремится к знаниям', - говорит тот же Эдуардо

Кальдерон. Другое дело, что не каждому дано научиться.

В заключение процитируем в этой связи слова другого крупнейшего

эзотерика начала века, англичанина Г.К. Честертона (1874-1936):

'Истинные