Het Monster

Тринадцать врат

круг

Зодиака и все, к нему относящееся. Так, у известного астролога и

философа-эзотерика Дейна Редьяра (Rudhyar) имеется работа,

озаглавленная 'Астрологическая мандала': в ней приводятся

образные описания свойств каждого из 360 градусов Зодиака.

Итак, познакомившись вкратце с основами индийской эзотерической

мысли, рассмотрим этапы ее развития.

'Природная религия' ВЕДАНТИЗМА примерно к середине эры Овна

(VI-III в. до н.э.) сменяется БРАХМАНИЗМОМ, разработавшим учение о

мiровой душе (брахмане), о карме и реинкарнации (перевоплощении). В

это же время складывается система к а с т, создающая своего рода

'стержень' в прежде аморфном (венерианско-лунном) индийском обществе.

Эта система обеспечивала эзотеричность (т.е. в данном случае -

недоступность для непосвященных) знаний Вед и высших ступеней

самосовершенствования для женщин и членов низших каст. Стать саньяси

(святым) мог и обязан был только брахман (См. об этом: Законы Ману.

М., 'Наука', 1962; переизд. 1992).

К концу эры Овна из брахманизма выделились шесть ортодоксальных

и целый ряд неортодоксальных учений:

- веданта: истинным бытием обладает только брахман (мiровая

душа), все остальное же есть проявление божественной иллюзии (майя);

изложено в 'Брахмасутре' Бодараяны;

- миманса: истинным бытием обладает только реальный мiр, никакой

мiровой души нет; мiр управляется кармой и познаваем разумом;

(и можно бесконечно спорить о том, иллюзия ли наш мiр или

не иллюзия, приводя бесчисленное количество доказательств, но

подлинному философу-эзотерику ясно, что правы и те, и другие,

ибо нет разницы между иллюзией и не-иллюзией, нет границы между

мiром видимым и мiром невидимым - или, точнее, эта разница

несущественна, эта граница преодолима; до конца эта мысль

додумана, как мы помним, в дзен-буддизме, но и другии философии

учили преодолевать ее, хоть и каждая по-своему...)

- санкхья: учение о страдании и освобождении от него;

- йога: дериват санкхьи, учение о совершенствовании тела и духа.

Подразделяется на восемь анг (ступеней):

яма ]

нияма ]

асана ] крийяйога

пранаяма ]

пратьяхара ]

дхарана ]

дхьяна ] раджайога

самадхи ]

Подробнее см., напр.: 'Йога-сутры' Патанджали и 'Вьяса-бхашья'.

Пер. и комм. Е. Островской и В. Рудого. М., 'Наука', 1992;

О йоге и ее применимости у нас, 'на Западе', процитируем

доктора Фридриха Феерхофа - 'Астрология как основа терапии',

отрывки печатались в журн. 'Наука и религия', N 1/94:

'Сам факт все увеличивающегося влияния великого учения йоги

на развитие народов Запада представляется весьма отрадным в том

отношении, что с его помощью высшая, духовная природа человека

способна одержать победу над его низменной эмоциональной и

физической сущностью.

Такова единственная истинная цель настоящего йога. Однако

подверженная всем страстям природа человека Запада слишком часто

извращает ее содержание: он либо начинает безжалостно и

безрезультатно истязать свою плоть, желая путем аскезы изменить

эгоистическую направленность своих психических сил, либо

пытается использовать свои психические способности для

физического укрепления организма.

Пока выполнение дыхательных упражнений служит лишь

оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более

послушным духу, это можно считать вполне оправданным; однако в

большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы - незрелое и

опасное любопытство в отношении сверхчувственных переживаний,

дерзкое стремление к психической и магической власти и т.п. В

таких случаях неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование

психических и нервных центров мстит за себя, вслед за

перенапряжением наступают нервные расстройства и заболевания,

депрессии, психозы; в самом лучшем случае дело заканчивается

экзальтированностью и 'надломом'.

/.../ Опыт показывает, что одни и те же психические

упражнения, завершающиеся для человека восточного (напр.,

индийца или перса) блестящим успехом, для европейца могут

оказаться буквально губительны. Причиной тому различие

врожденной конституции отдельных рас, обусловленное их

историческим развитием; организм европейца