Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Гунапрабха и Сакьяпрабха; "два верховных" (mchog gnyis) — Нагарджуна и Асанга, оба — великие философы Махаяны.

53. Шантидэва (VII в.) — один из величайших учителей Махаяны, защитник философии Мадхьямика Прасангика. Его произведение "Бодхичарьяаватара" — одно из наиболее поэтических и вдохновенных сочинений буддизма.

54. Самантабхадра (т. Kun tu bzang po), изначальный будда, изображаемый голубого цвета, нагим и без украшений, представляет состояние дхармакайи.

55. Неразрушимое Тело Великого Переноса (pho chen rdo rje) — высшее достижение в Дзогчене. Физическое тело, не умирая, возвращается в световое состояние материальных элементов и продолжает существовать в форме нематериальной и, как правило, невидимой.

56. Гомадэви — принцесса страны Уддияна, принадлежит к линии передачи Природы Ума Дзогчен.

57. Учитель Шри Сингха был прямым последователем Манджушримитры.

58. Джнянасутра был последователем Шри Сингхи.

59. Вималамитра — один из наиболее значительных участников передачи учения Дзогчена в Тибет. Родом из Кашмира, последователь Шри Сингхи и Джнянасутры, он принес в Тибет многочисленные тантры из раздела Тайных Наставлений, обычно известных под названием Bi ma'i snying thig.

60. Вайрочана, великий переводчик и первый тибетский учитель Дзогчена, получивший от Шри Сингхи учения раздела Природы Ума и Изначального Пространства и принесший их в Тибет.

61. Еше Цогьел (Ye shes mtsho rgyal) была последовательницей Падмасамбхавы в Тибете и главным хранителем его учений.

62. В тексте упоминаются реликвии двух типов: gdung и ring bsrel. Первый представляет собой остатки костей сожженных тел, другой — крошечные шарики разного цвета, которые обнаруживаются после кремации. Считается, что и те и другие приносят большую пользу в преодолении трудностей как материальных, так и духовных.

63. Четыре видения (sang ba bzhi) являются также уровнями интеграции между внутренней энергией практикующего и внешним видением. По достижении уровня четвертого видения проявляется Радужное Тело, которое обладает теми же характеристиками, что и "Тело Великого Переноса".

64. Нгадаг Тензин Зангпо (mNga`bdag ting`dzin bzang po) (IX в.) был одним из главных последователей Вималамитры.

65. Чецун Сэнге Вангчук (lCe btsun seng ge dbang sgrol ma) был прямым последователем Вималамитры через видения и открывателем цикла учений "Чецун Ньингтиг".

66. Джецунма Цеванг Дролма (rJe btsun ma Tshe bdang sgrol ma) (1816—1872) из монастыря Мингдролинг, была сопоследователем (IX в.), великий учитель Дзогчена.

67. Пема Дундул (Nyag bla Pad ma bdud`dul) (1816—1872) был одним