Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

в Дзогчене.

В общем, мы можем рассматривать "низшие тантры" и Ануттаратантры, принадлежащие к новой традиции, "внешние тантры" и две "внутренние тантры" — Махайога (Зарождения) и Ануйога (Завершения), принадлежащие к древней традиции, как типы йоги.

Все эти классы тантры не основаны на принципе Дзогчена, это доказывают тантры и "цитаты" (lung) Дзогчена. Однако метод Воззрения и Медитации Дзогчена является конечной целью всех йог. Именно поэтому, когда Высшие Держатели Знания23 в древности классифицировали тантры, они включили его во внутренние тантры, установив следующие подразделения: "Великая йога Зарождения" (Махайога), "Высшая йога Завершения" (Ануйога) и "Йога Полноты" или "Изначальная йога" (Атийога)24, "Великое Совершенство" (Дзогчен). Последнее, следовательно, рассматривалось как апогей всех классов тантр.

Тот факт, что основополагающий принцип учения Ануттаратантр отличается от принципа Дзогчена, не означает, что основная сущность последнего не присутствует в этих тантрах. Действительно, мы находим в многочисленных Ануттаратантрах отрывки, которые выражают состояние спонтанного присутствия в мгновении. Кроме того, принцип Махамудры, конечная цель практик "Завершения" всех высших тантр, очень похож на принцип Трэгчо25 Дзогчена как по Воззрению, так и по методу Медитации.

Духовные песни великих йогов Махамудры, например, Сарахи26 и других, доказывают это. Карма Пакши27 сказал:

"Дзогчен и Махамудра отличаются названием, но суть у них одна. Если человек осознает смысл бесконечной природы существования, то граница между совершенным и несовершенным по существу исчезает". IV

Мы можем прочитать в многочисленных комментариях "Гухья мула гарбха":

"Махайога — Основа всех учений; Ануйога — Путь; Атийога — Плод."

Это доказывает, что даже если принцип Ануттаратантр не соответствует принципу Дзогчена, то последний рассматривается как конечное состояние знания всех классов тантры, как с точки зрения Основы, так и с точки зрения Пути и Плода.

В традиции Ньингма мы имеем множество таких тантрических циклов, как "8 садхан", "Гуру мирный и гневный"28 и др., классифицируемые как учения Дзогчен, и не только потому, что в этих циклах в стадии "Зарождения" мы находим инструкции по методам, происходящим из раздела "Природы Ума" (Сэмдэ)29 Дзогчена, но и главным образом потому, что во всей практике "Зарождения" и "Завершения" присутствует Воззрение и методы Медитации в состоянии самоосвобождения Дзогчена. Мы читаем в объяснении Араги:

"В системе Дзогчен, Изначальной