Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

сущность проявления, "пустоту". Даже если она названа "праджня", или "высшее распознавание", это означает в контексте тантры источник всякого проявления, неотделимый от самого проявления. В недвойстаенных тантрах эти аспекты уравновешены.

23. "Держатель Знания" (с. vidyadhara; т. rig'dzin) — так называют учителей, которые реализовались главным образом путем Дзогчена.

24. Термин Атийога передается на тибетском языке двумя способами: yongs su rnal`byor, Полная йога и gdod ma'i rnal`byor, Изначальная йога.

25. Трэгчо (khegs chod) — название непрерывной практики созерцания в разделе Тайных наставлений Дзогчена. Это состояние вне всякой обусловленности или умственных подделок.

26. Сараха (ок. II в. до н.э.) — один из самых великих Пробужденных Существ и учитель Махамудры. Традиция утверждает, что он был учителем Нагарджуны. Его "доха", или духовные песни, знамениты.

27. Карма Пакши Чойкьи Лама (1204—1283) был реинкарнацией 1-го Кармапы, Dus gsum mkyen pa (1110—1193), основателя традиции Карма Кагью. Он был великим учителем этой школы, и кроме того, изучал и практиковал Дзогчен.

28. "8 садхан" (sgrud pa bka`brgyad) — цикл тантрических практик, наиболее распространенный в Махайоге, введен в Тибете Падмасамбхавой. "Гуру в мирном и гневном аспектах" (bla ma zhi drag) — тантрический цикл, первоначально открытый Няндрэл Ньима О Зером (Nyangral Nyima od zer) (1124—1192).

29. Сэмдэ — один из трех разделов первичных сочинений Дзогчена. См. гл. VI.

30. Om Svabhava shudda sarva svabhava shuddo nya ham, мантра, часто используемая в практике Йогатантры.

31. В основном, в тантрических визуализациях, измерение субъекта и объекта трансформировалось в 2 аспекта божества. Например, я визуализирую себя как Ваджрасаттву и это называется "божество обета" (самаясаттва), потому что это подразумевает мое намерение реализоваться. Передо мной, наоборот, я визуализирую другой образ Ваджрасаттвы, называемый "божество мудрости" (джнянасаттва), потому что оно представляет энергию просветленных существ.

32. Обет Бодхичитты, это одна из основ Махаяны, или колесницы бодхисаттв — тех, кто отказывается от нирваны, чтобы помогать другим. Он представляет собой альтруистическое действие посвящения себя практике для блага всех существ.

33. В этих четырех стихах Арага кратко излагает значение трех кай, "тел" или измерений природы бытия. Дхармакайя (chos sku) — состояние изначальной пустоты просветления. Самбхогакайя (longs sku) — измерение проявления светящейся энергии этого состояния. Нирманакайя (sprul sku) соответствует аспекту материальности, принятому этим измерением света. Свабхавикакайя (ngo bo nyid