Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

чтобы стать скитающимся монахом, если бы он основой своего учения сделал обладание ценным имуществом?

Позднее, когда в Тибет пришли великие ученые и реализованные учителя, такие как Падмасамбхава и Вималамитра, им были оказаны почести и услуги царем, власть которого была огромной, и всем тибетским народом. Но их жилища были весьма скромными, как например, "8 пещер"130. Почему они не заставляли сооружать себе монастыри и роскошные резиденции?

Времена меняются и нравы тоже, и именно из-за такого поведения, продиктованного чрезмерной привязанностью, постепенно развились многочисленные противоречия между буддизмом и развивающимся обществом. Противоречия исходят не от того, чему правильно учил Будда, но от тех, кто в течение веков следовал его учению. Очевидно, что учение находится в руках людей, и что без них само название учения не смогло бы существовать. Поэтому многие люди сегодня думают, что недостаток буддизма — его несоответствие современному обществу.

Поэтому я думаю, что для людей, которые по-настоящему интересуются буддизмом вообще и учением Дзогчен в частности, очень важно ослабить нити их привязанности к внешнему видению и посвятить свое внимание реальной сути учения.

   

15. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СООРУЖЕНИЕ МЕСТ ПОКЛОНЕНИЯ И СОЗДАНИЕ КУЛЬТОВЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

СПОСОБОМ НАКОПЛЕНИЯ ЗАСЛУГ?

Конечно, создание с чистыми намерениями и чистыми действиями "опор тела, речи и ума"131 является способом накопления заслуг. Нагарджуна сказал:

"Пусть смогут все существа достичь двух тел132,

которые проистекают из мудрости и заслуг".

Накопление заслуг — главная причина для достижения тел формы: самбхогакайи и нирманакайи. По этому поводу взгляды всех тибетских школ совпадают. Однако основные пункты поведения бодхисаттвы — это "4 отношения, которые привлекают учеников"133 и "6 совершенств": таков высший путь накопления заслуг, как это показывает "Бодхичарьяаватара" Шантидевы.

Однако накопление стольких заслуг имеет единственную цель — способствовать условиям, необходимым, чтобы приступить к накоплению мудрости. Подобно этому человек учится читать по-тибетски, чтобы изучать сутры, тантры и другие тексты, принадлежащие к тибетской культуре.

Шантидева сказал:

"Все эти вторичные элементы Будда преподал ради достижения мудрости". XXXVI

Но если человек довольствуется просто накоплением заслуг, не ступая на путь мудрости, он не сможет никогда достичь двух тел формы. А чтобы иметь возможность накапливать мудрость, нужно начать практиковать медитацию.