Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

в практике, то нашей религии нам достаточно. Зачем искать что-то еще?". Но сам факт разграничения религий, установления различий между "своей" религией и "чужой" уже означает , что что-то не так. Единственная цель религий заключается в принесении блага всем существам, а не в создании ограничений и разделений между индивидуумами и между народами. Сектантство, которое даже в мирском контексте считается признаком эгоизма и узкого мышления, дискредитирует религии.

Другие говорят: "Если мы не верим в нашу религию, то как мы можем поверить в другую?". Исследование глубоких причин, которые заставляют нас верить или не верить в какую-либо религию, доказывает, что мы способны рассуждать свободно и независимо.

Обычно говорят, что принимать какую-либо религию — означает действовать "на основе истинного распознавания". Но решение не верить ни в какую другую религию по той причине, что не веришь в свою собственную, говорит лишь о крайней узости ума. Почему наша собственная религия должна быть "лучшей"? Только неведение и привязанности могут создавать подобное отношение. Образ мышления такого типа индивидуумов очевидно противоречив, он может измениться только тогда, когда они освободятся от своего сектантства.

Но в Дзогчен теоретическое знание недостаточно и значительно отличается от реального опыта собственного состояния. Это различие можно сравнить с тем, которое существует для изголодавшегося человека между воображаемой пищей и реальной едой. Практика Дзогчен — это просто открытие истинного состояния бытия собственной природы, а не присоединение к религиозной секте, философской системе, политической партии и так далее с изменением своих идей и позиций. Дзогчен — не философия, не сектантская религия; единственная цель этой практики — развитие сознания индивидуума. И к нему не приходят ни путем принятия какого-либо концептуального воззрения, поддержания и усиления его, ни путем конфликта и борьбы с кем-либо за усиление влияния собственной секты.

Все мы, кто старается раскрыть глубокий смысл существования, знаем, что нас не подталкивают внешние факторы и никто не принуждает. Но мы убедились, что практика Дзогчен — высший метод, позволяющий нашему сознанию освободиться от двойственности и реализовать истинное состояние.

Индивидуум, в котором проявилось внутреннее знание состояния самоосвобождения, неизбежно сделает всё возможное, чтобы оно проявилось также у других. Но это знание может быть передано только путем побуждения человека