Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

Таким же образом врач, чтобы вылечить болезнь, сначала должен найти причину, и только тогда он сможет ее устранить с помощью соответствующего лекарства.

Раньше, когда великий учитель Падмасамбхава пришел в Тибет, большая часть тибетцев находилась под влиянием воззрений Бона и была знакома с различными ритуалами того времени. Например, по всему Тибету были распространены такие ритуалы Бон, как "завоевание духа, беспокоящего мертвых", "присвоение энергии удачи", "подношение благовонного дыма", обряды выкупа "mdos", "glud" и "yas"114 и даже кровавые жертвоприношения. Падмасамбхава, сведущий в методах и одаренный безграничными способностями, умел распознавать различные способности и знания, которыми обладали тибетцы. Он считался с их интересами, поэтому он оставил многие из практик Бон в прежнем виде и ограничился привитием правильного Воззрения. Кроме этого, он ввел новый ритуал вместо кровавых жертвоприношений, просто заменив живых животных их лепными изображениями. Этот обычай еще и сегодня широко распространен во всех тибетских школах, как в древних, так и в новых.

Когда Будда Шакьямуни появился в Индии, все индийцы находились под влиянием своей древней культуры и господствовавших тогда теорий, особенно теории разделения на "дхату"115; он использовал их для передачи своего учения. Но, используя эти понятия, он всегда старался разъяснить реальное состояние существования. Поэтому мы не должны думать, что Будда своим всеведением установил оригинальные понятия о природе мира и передавал свое учение, основываясь на этих понятиях.

   

12. НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЛИ ДЕЛЕНИЕ НА ДХАТУ, О КОТОРОМ ГОВОРИТ

АБХИДХАРМАПИТАКА, ИСТИННОГО ВОЗЗРЕНИЯ ВСЕВЕДЕНИЯ БУДДЫ?

Я совершенно не думаю, что эти деления могут рассматриваться как истинное воззрение на всеведение Будды. Возьмем для примера кого-нибудь, кто видит и кто должен объяснять людям, которые не видят, форму горы. Он возьмет в качестве примера предметы, знакомые этим людям, так, чтобы изображение горы сформировалось в их сознании. Таким же образом, чтобы зародить в сознании существ глубокий смысл истинного состояния, Будда Шакьямуни учил, основываясь на различных уровнях их знаний. Следовательно, важно понять, что деление мира, рассматриваемое в "Абхидхармапитаке", не представляет собственного воззрения Будды и не имеет отношения к истинному состоянию.

Если бы Будда родился в Китае и учил там, то вместо того, чтобы давать пространные объяснения по разделению на дхату, он учил бы, основываясь на понятиях