Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

Будда Шакьямуни сказал:

"Я нашел учение, похожее на нектар, глубокое, мирное, за пределами понятий, светлое и несотворенное. Но когда я его передаю, никто меня не понимает: я не буду говорить больше, я останусь в лесу".

Истинное состояние существования невыразимо, непостижимо, за пределами всех понятий — это всё, что можно сказать о нем. Так как это — конечная цель всего, что преподал Будда, мы можем сделать вывод, что все учения Будды являются как бы основой для состояния спонтанного присутствия Дзогчена.

   

10. ЕСЛИ БУДДА УЧИЛ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ, ИСХОДЯ ИЗ ИХ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,

ТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ОТСУТСТВИЯ НЕОГРАНИЧЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У НЕГО?

Я так не думаю. Напротив, именно потому, что он обладал неограниченными способностями, Будде удалось передать столько различных учений, приспособленных к различным условиям и качествам своих учеников.

Вообще, пробужденное существо обладает неограниченной энергией мудрости, выходящей за пределы расстояний и ограничений привязанности и гнева. Но достигнет ли эта энергия сознания индивидуумов, зависит только от их участия и их способностей. Пробужденное существо не может перевести в одно мгновение все живые существа в сферу освобождения. Его мудрость подобна солнцу, которое не освещает своими лучами пещеру, выходящую на север, хотя оно и не имеет никакого понятия о расстоянии и направлении. Майтрейя113 сказал:

"Даже если царь богов заставит идти дождь, но зерно повреждено, оно не пустит ростки. Даже присутствие пробужденных существ не даст никакой пользы тому, кто не имеет заслуг".

Действительно, для достижения освобождения нужно, чтобы родилось изнутри понимание истинного состояния существования, самой сути учения Будды. Совершенно ошибочно полагать, что одной только силой пробужденного существа индивидуум может пройти путь освобождения и выйти за пределы страдания.

Будда сказал:

"Я вам преподаю путь освобождения, но освобождение зависит только от вас!"

Если бы дело обстояло иначе, почему бы ему, чьи способности безграничны и который видел, конечно, бесконечные страдания существ, немедленно не освободить их всех?

   

11. БУДДА ПЕРЕДАВАЛ УЧЕНИЯ НА УРОВНЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ,

ОСНОВЫВАЯСЬ НА РАЗЛИЧНЫХ ТОЧКАХ ЗРЕНИЯ ИНДИВИДУУМОВ.

НЕ ДОКАЗЫВАЕТ ЛИ ЭТО, ЧТО ОН НЕ БЫЛ ВСЕВЕДУЩИМ?

Будда Шакьямуни, благодаря своему всеведению, распознавал различия в способностях и знаниях людей. Передача учения действительно требует от учителя знания способностей и условий своих учеников.