Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

"космическая черепаха" и "триграммы"116. Если бы он родился в Тибете, то говорил бы о космическом человеке и о том, как в нем родились божества, наги (naga), ньен (gnyan) и т.д.117, и он дал бы подробные объяснения терминов "bla", "tshe" и "srog"118. И если бы Будда появился сегодня, он говорил бы, что Земля — круглая, что Луна вращается вокруг нее, а Земля — вокруг Солнца. Он говорил бы о планетах, созвездиях, космических кораблях и т.д. Он постарался бы передать глубокий смысл истинного состояния существования, основываясь на точных понятиях, известных современному человеку.

Как то, что мы воспринимаем с помощью наших органов чувств и нашего ума, является не истинным состоянием существования, а обычным кармическим видением, таким же образом божества, духи, существа ада и пр. воспринимают свои собственные кармические видения.

Эти видения кажутся реальными и неизбежными, пока продолжается жизнь определенного вида существа, которое их воспринимает. Рассмотрим кармическую сферу человеческого существа: эта сфера единственная, которую он воспринимает как реальную, и он не может никаким образом локализовать или конкретно определить бытие других типов существ, которые он не воспринимает (жителей ада, например).

Шантидева сказал:

"Кто создал эту почву из расплавленного железа?

Откуда взялись эти раскаленные угли?

Будда объяснил, что всё это —

продукт негативного сознания". XXXIV

Но в момент, когда человек умирает, его человеческое кармическое видение рассеивается и может проявиться другой тип видения. Например, если в течение своего существования он накопил главным образом поступки, вызванные гневом, то неизбежно проявится адское кармическое видение, и только оно будет для него реально.

Однако когда мы говорим о Будде, мы подразумеваем существо, которое, обладая мудростями качества и количества119 и будучи одарено, следовательно, способностью воспринимать кармическое видение индивидуумов, полностью исчерпало карму и видение, которое она (карма) обусловливает, таким образом, всеведение Будды не может быть ограничено нашим человеческим кармическим видением, так же как и он сам не мог бы никогда рассматривать его как реальное.

Когда некоторые тибетские ученые, крайне привязанные к произведениям буддийского канона, например, к таким, как "Абхидхармакоша"120 Васубандху, открывают теории мира, соответствующие современным знаниям, их беспокоит то, что эти теории противоречат высказываниям Будды. Это даже побуждает их утверждать, что земля не круглая, что континент