Намкай Норбу Ринпоче

ВВЕДЕНИЕ В ДЗОГЧЕН

и сознанием индивидуума и постараемся на их основе сотрудничать друг с другом с целью улучшения общества, тогда мы сможем позволить всем без исключения воспользоваться благами, которые приносит прогресс. И мы сможем жить в новой эре, свободные от всякого подчинения дуализму, являющемуся основой всех проблем и конфликтов с себе подобными; тогда мы обретем благосостояние и подлинное счастье.

   

Часть II

БЕЛОЕ ХРУСТАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО

Ответ практикующему Дзогчен

Я отдаю дань уважения Держателю Знания Чанчубу Дордже, единственному в целом мире по своей любезности. Я отвечу вкратце на вопросы Сонам Бум, говоря то, что я думаю, искренне и спонтанно.

   

9. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДЗОГЧЕН УЧЕНИЕМ, ИСХОДЯЩИМ ОТ БУДДЫ ШАКЬЯМУНИ?

Определим сначала то, что мы подразумеваем под "учением, исходящим от Будды"104.

Будде приписывают четыре типа учений: устное учение; учение, переданное в пророчествах; учение, переданное через "потенциализацию"105; и учение, записанное учениками.

В "Лалитавистарасутре"106 мы читаем:

"Область Нирманакайи включает тысячу миллионов миров, каждый из которых содержит тысячу континентов. В мире, названном Саха, имя учителя — Шакьямуни. Это тот, который в физическом проявлении, передает учение, основанное на логике".

В традиции Ньингма все учения подразделяются на 9 "колесниц": три первых, Шравакаяна, Пратьекабуддаяна и Бодхисаттваяна, были переданы, как полагают, нирманакайей Шакьямуни и известны как "внешние колесницы причины, основанные на логике".

Считается, что вторая триада, которая включает учения Криятантры, Чарьятантры и Йогатантры, была передана самбхогакайей Ваджрасаттвой. Она известна как "колесницы плода внешней мантраяны". Три последних, Махайога, Ануйога и Атийога, предположительно были переданы дхармакайей Самантабхадрой и известны как "колесницы плода высшей внутренней мантраяны". Здесь речь идет об общей классификации, которую нельзя рассматривать как окончательную.

В "Манджушринамасангити"107 читаем:

"Затем победоносный Шакьямуни, верховный среди будд в человеческом облике, распространил свою высшую речь всеми возможными способами". XXX

И в "Изображении Вайрочаны"108:

"Ученикам, одаренным исключительными способностями, он передал некоторые учения тантры. Таким образом Шакьямуни преподал Криятантру на реке Найронгана и в парке Сингала; Упаятантру — в портовом городке dPung bzang; Йогатантру — во дворце Me ri`bar ba". XXXI

Как следует из этих текстов, 3 раздела внешних тантр были также преподаны Буддой Шакьямуни. Кроме этого,